Проблемные вопросы, вынесенные для обсуждения на всероссийский семинар «Ход реализации мероприятий подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище"»


  1. Категория "Граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие до 1 января 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления"
  2. Категория "Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица"
  3. Категория "Граждане, признанные установленным порядком вынужденными переселенцами"
  4. Категория "Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
  5. Общепрограммные вопросы

Раздел V

Общепрограммные вопросы


Вопрос 1

Отдельные граждане в составе семьи (мать, сын старше 18 лет, дочь с семьей из 4 чел.) выехали добровольно из зоны проживания с правом на отселение, но в разное время. У каждого из них имеется соответствующее удостоверение. По новому месту жительства все граждане зарегистрированы по одному адресу, но единой семьей себя не считают. Орган местного самоуправления признал их нуждающимися в улучшении жилищных условий как отдельную семью и каждый из них стал участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Возможна ли выдача ГЖС отдельно каждому гражданину - участнику подпрограммы?

Ответ

Подпунктом "а" пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, к членам семьи граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 Правил отнесены постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Перечень лиц, признаваемых членами семьи гражданина - участника подпрограммы, определенный в подпункте "а" пункта 17 Правил, по своему содержанию соответствует части 1 статьи 31 и части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, выдача двух государственных жилищных сертификатов совместно проживающим родственникам возможна только в случае, если они не являются одной семьей.

Поскольку не представляется возможным документально подтвердить, что совместно проживающие родственники не являются членами одной семьи, то данный факт должен устанавливаться в судебном порядке.


Вопрос 2

Как правомерно определять состав семьи гражданина - участника подпрограммы в случае, если гражданин - участник подпрограммы в рапорте указывает состав семьи меньший, чем фактический (например, умышленно не включаются в заявление дети либо родители гражданина - участника подпрограммы, проживающие с ним совместно, и имеющие в собственности жилые помещения либо ранее совершившие сделки с жилыми помещениями)?

Ответ

В данном случае необходимо строго руководствоваться положениями пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153.

Положения указанного пункта по своему содержанию соответствует:

в отношении категорий граждан-участников подпрограммы "Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица", "Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица" и "Граждане, подлежащие отселению с комплекса "Байконур" - части 1 статьи 31 и части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в отношении категории граждан-участников подпрограммы "Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами" - Закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-I "О вынужденных переселенцах" и постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 г. № 845 "Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации";

в отношении категории граждан-участников подпрограммы "Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" - Федеральный закон от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

В случае выявления несоответствия заявленного гражданином-участником подпрограммы состава семьи определенному в строгом соответствии с требованиями пункта 17 Правил согласно пункту 44.1 Правил государственный жилищный сертификат не подлежит выдаче в связи с выявлением недостоверности сведений, содержащихся в заявлении.


Вопрос 3

Организации (органы) осуществляющие техническую инвентаризацию, отказывают органам местного самоуправления в предоставлении информации запрашиваемой в соответствии с п.44(2)а Правил выпуска и реализации ГЖС, в связи с тем, что данные услуги не внесены в реестр государственных и муниципальных услуг. Каким образом производить расчет размера социальной выплаты в данном случае?

Ответ

В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с 1 января 2013 года завершен переходный период и начиная с указанной даты функции по государственному техническому учету. Согласно части 8 статьи 47 указанного Федерального закона нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.

В связи с этим, для подтверждения общей площади жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания, за получением кадастрового паспорта помещения (выписки из государственного кадастра недвижимости) органам местного самоуправления в рамках межведомственного взаимодействия необходимо обращаться в органы, осуществляющие кадастровый учет объектов недвижимости.

В соответствии с пунктом 44.3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, документы, указанные в пункте 44.2 Правил, граждане-участники подпрограммы вправе представлять по собственной инициативе. При этом выдача сертификата гражданину-участнику подпрограммы осуществляется после получения органом местного самоуправления (подразделением), осуществляющим вручение сертификатов, запрошенных документов.

В целях урегулирования ситуации подготовлен и в настоящее время проходит согласование в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти проект постановления Правительства Российской Федерации, которым вносятся изменения в пункт 44.2 Правил, согласно которым отдельные документы, необходимые для выдачи сертификатов, органы местного самоуправления должны запрашивать порядке межведомственного информационного взаимодействия в органах кадастрового учета, а не в организациях, осуществлявших техническую инвентаризацию до 1 января 2013 года.

При этом пункт 44.3 Правил дополняется положением, что граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных местностей, в случаях, установленных абзацем третьим пункта 16.2 Правил, вправе самостоятельно вместо справки органов кадастрового учета о стоимости отчужденного гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи жилого помещения на дату заключения договора об отчуждении жилого помещения, представлять аналогичную справку от организаций, осуществлявших техническую инвентаризацию до 1 января 2013 года. Одновременно вносятся и соответствующие изменения в пункт 16.3 Правил.


Вопрос 4

В соответствии с пунктом 26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, разъяснить порядок включения в текущем году в сводный список граждан - участников подпрограммы, которые не были включены в списки, представленные органами местного самоуправления в предыдущем году?

Ответ

Пунктом 24 Правил установлен срок подачи гражданами-участниками подпрограммы заявлений о выделении сертификата в планируемом году - с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому.

Следовательно, включение граждан - участников подпрограммы в сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год (далее - сводный список) после его утверждения возможно только при наличии уважительных причин, например в следующих случаях:

1) непредставления в установленные сроки отдельным органом местного самоуправления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году;

2) наличия непреодолимых обстоятельств, не позволивших гражданину-участнику подпрограммы подать в установленные сроки заявление о выделении сертификата в планируемом году;

3) судебного решения о включении гражданина - участника подпрограммы в сводный список;

4) в случае наличия остатка социальных выплат для приобретения жилых помещений после завершения выдачи государственных жилищных сертификатов всем гражданам - участникам подпрограммы, включенным в сводный список, и наличия письменных отказов в выдаче сертификатов гражданам, которым они были не предоставлены.

Согласно пункту 26 Правил такое решение принимается на основании решения органа исполнительной власти, утвердившего сводный список. Конкретный порядок принятия и форма оформления такого решения нормативными правовыми актами не установлена.


Вопрос 5

Предлагаем внести в Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы изменения, предписывающие при определении размера жилищной субсидии из норматива площади вычитать долю жилого помещения, приходящуюся на гражданина - участника подпрограммы и (или) членов его семей до приватизации жилого помещения.

Ответ

Отдельные граждане-участники подпрограммы аргументируя положениями статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации придерживаются мнения, что доля в праве собственности на жилое помещение не должна учитываться при расчете размера социальной выплаты. В тоже время в правоприменительной практике, в том числе судами различных инстанций, по вопросу применения частей 7 и 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, доля в праве собственности на жилое помещение при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма учитывается наравне со случаями учета жилого помещения, находящегося в собственности полностью (например надзорное определение Военной коллегии Верховного Суда российской Федерации от 3 марта 2011 г. № 205-ВП-4, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 16 августа 2012 г. по делу № 33-9293/2012 и другие).

В целях исключения возможности неоднозначного трактования гражданами-участниками подпрограммы применяемого в абзацах первом и третьем пункта 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, термина "жилые помещения, принадлежащие на праве собственности".

В целях исключения изложенной ситуации подготовлен и в настоящее время проходит согласование в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти проект постановления Правительства Российской Федерации, которым вносятся соответствующие изменения в пункт 16.2.


Вопрос 6

Должны ли подписать обязательство зарегистрированные и постоянно проживающие совместно с должником граждане, но не являющиеся членами семьи и не признанные членами семьи в судебном порядке (в обязательстве о сдаче жилья указано "согласие совершеннолетних членов семьи, совместно проживающих с должником", применительно в условиям подпрограммы членами семьи являются "проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители". Возникают проблемы при заполнении этого раздела обязательства?

Ответ

В рамках применения Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, к членам семьи гражданина-участника подпрограммы возможно отнести только лиц, отнесенным к членам семьи гражданина-участника подпрограммы пунктом 17 Правил. Это позиция подтверждается положениями подпунктов "б" и "в" пункта 16.1 Правил.

Следовательно орган исполнительной власти не вправе требовать от граждан, не признанных членами семьи гражданина-участника подпрограммы, принятия обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об его освобождении либо о безвозмездном отчуждении жилого помещения, находящегося у них в собственности без установленных обременений, в государственную или муниципальную собственность.

Если гражданин-участник подпрограммы и члены его семьи, а также граждане, не признанные членами семьи гражданина-участника подпрограммы, проживают в жилом помещении по договору социального найма, то в соответствии с пунктом 16.3 Правил выдача сертификата невозможна в связи с невозможностью освобождения жилого помещения, занимаемого по договору социального найма. В целях урегулирования данной проблемы в настоящее время проходит согласование в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти проект постановления Правительства Российской Федерации, которым вносятся необходимые изменения в Правила.

Если жилое помещение находится в долевой собственности гражданина-участника подпрограммы, членов его семьи, а также граждан, не признанных членами семьи гражданина-участника подпрограммы, то в связи с невозможностью отчуждения жилого помещения в государственную или муниципальную собственность полностью, государственный жилищный сертификат может быть выдан при условии расчета размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения с учетом положений пункта 16.2 Правил.

Если жилое помещение находится в долевой собственности гражданина-участника подпрограммы и членов его семьи, а граждане, не признанные членами семьи гражданина-участника подпрограммы, проживают в нем на основании договора найма или безвозмездного пользования, то в данном случае надо учитывать положения статьи 292 и части 1 статьи 558 Гражданского кодекса Российской Федерации. И если в жилое помещение обременено правами граждан, не признанных членами семьи гражданина-участника подпрограммы, (например они сохранят в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его передачи в государственную или муниципальную собственность), то государственный жилищный сертификат может быть выдан при условии расчета размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения с учетом положений пункта 16.2 Правил.


Вопрос 7

Кто относится к членам семьи собственника жилого помещения? Как быть в ситуации, когда получатель сертификата заключает договор поднайма жилого помещения с родственниками?

Ответ

В соответствии с частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В соответствии с частью 2 статьи 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

В соответствии с частью 1 статьи 50 ЖК РФ граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи не менее учетной нормы, не признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Обобщая судебную практику при применении Жилищного кодекса РФ, Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 2 июля 2009 г. № 14 указывает, что в отношении супругов, детей и родителей собственника жилого помещения, для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

С учетом изложенного, наличие договора найма жилого помещения, заключенного между собственником жилого помещения и его детьми, родителями, совместно с ним проживающими, не влияет на правовое положение данных членов семьи, а именно: на них распространяются положения части 2 ст. 31, части 1 ст. 50 ЖК РФ, т.е. данные лица, обеспеченные общей площадью жилья на одного члена семьи не менее учетной нормы, не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, и, следовательно, участниками подпрограммы.

Пленум Верховного Суда РФ в вышеназванном постановлении определил позицию и в отношении других родственников и иных граждан, указанных в части 1 ст. 31 ЖК РФ. Пленум указал, что для признания данных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств. Таким образом, признание или непризнание указанных лиц членами семьи собственника жилого помещения возможно исключительно в судебном порядке (см. определение Ленинградского областного суда от 25 января 2012 г. № 33-269 по делу по иску Екимовой М.Д. и ее кассационной жалобе, которым оставлено без изменения судебное решение, отклонившее доводы истца относительно того, что она не является членом семьи своего зятя).


Вопрос 8

Жилье гражданина - участника подпрограммы признано непригодным для проживания. На этом основании гражданин принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. При этом в справках, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, данные помещения числятся в собственности гражданина - участника подпрограммы и (или) членов его семьи. Правомерно ли в этом случае при расчете размера жилищной субсидии вычитать площадь имеющихся в собственности жилых помещений или требовать от гражданина написания обязательства о сдаче (передаче) жилого помещения?

Ответ

В указанном случае применяются на общих основаниях требования п. 44 Правил о представлении обязательства о безвозмездном отчуждении жилого помещения в муниципальную собственность, либо, в случае принятия гражданином решения сохранить жилое помещение за собой, положения пункта 16.2 Правил о вычете площади имеющегося в собственности жилья при расчете размера социальной выплаты.

Гражданин, жилое помещение которого признано непригодным для проживания, вправе требовать от органа местного самоуправления подписания обязательства о безвозмездном отчуждении (со стороны органов местного самоуправления - о приеме в муниципальную собственность) данного жилого помещения. Заключение о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и признании его непригодным для постоянного проживания принимается комиссией для оценки жилых помещений государственного (муниципального) жилищного фонда, создаваемой соответствующим органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, в любом случае соответствующие органы принимают решение о дальнейшем использовании признанного непригодным для проживания жилого помещения и проведении в связи с этим определенных мероприятий. Подписание органом местного самоуправления вышеуказанного обязательства о приеме в муниципальную собственность данного жилого помещения не будет препятствовать совершению им необходимых действий, предписанных статьей 49 Положения.


Вопрос 9

Участником подпрограммы при получении сертификата было подписано обязательство о сдаче имеющегося жилья. После его смерти наследники, не являющиеся членами его семьи, отказываются сдавать данное жилое помещение, поскольку его не подписывали. Правомерен ли данный отказ?

Ответ

В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. С учетом данных норм, если наследодатель реализовал свое право на получение социальной выплаты и приобрел с ее участием жилое помещение, наследуется как данное жилое помещение, так и обязанность наследодателя сдачи другого имевшегося в собственности жилья, т.е. выполнение подписанного наследодателем обязательства, которое явилось условием приобретения жилого помещения на средства социальной выплаты.



п. Покровское, Одинцовский район,
Московская область






Разъяснение общепрограммных проблемных вопросов по получению жилищных субсидий