Проблемные вопросы, вынесенные для обсуждения на всероссийский семинар «Ход реализации мероприятий подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище"»
- Категория "Граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие до 1 января 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления"
- Категория "Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица"
- Категория "Граждане, признанные установленным порядком вынужденными переселенцами"
- Категория "Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
- Общепрограммные вопросы
Раздел V
Общепрограммные вопросы
Вопрос 1
Отдельные граждане в составе семьи (мать, сын старше 18 лет, дочь с семьей из 4 чел.) выехали добровольно из зоны проживания с правом на отселение, но в разное время. У каждого из них имеется соответствующее удостоверение. По новому месту жительства все граждане зарегистрированы по одному адресу, но единой семьей себя не считают. Орган местного самоуправления признал их нуждающимися в улучшении жилищных условий как отдельную семью и каждый из них стал участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Возможна ли выдача ГЖС отдельно каждому гражданину - участнику подпрограммы?
Ответ
Подпунктом "а" пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, к членам семьи граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 Правил отнесены постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Перечень лиц, признаваемых членами семьи гражданина - участника подпрограммы, определенный в подпункте "а" пункта 17 Правил, по своему содержанию соответствует части 1 статьи 31 и части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, выдача двух государственных жилищных сертификатов совместно проживающим родственникам возможна только в случае, если они не являются одной семьей.
Поскольку не представляется возможным документально подтвердить, что совместно проживающие родственники не являются членами одной семьи, то данный факт должен устанавливаться в судебном порядке.
Вопрос 2
Как правомерно определять состав семьи гражданина - участника подпрограммы в случае, если гражданин - участник подпрограммы в рапорте указывает состав семьи меньший, чем фактический (например, умышленно не включаются в заявление дети либо родители гражданина - участника подпрограммы, проживающие с ним совместно, и имеющие в собственности жилые помещения либо ранее совершившие сделки с жилыми помещениями)?
Ответ
В данном случае необходимо строго руководствоваться положениями пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153.
Положения указанного пункта по своему содержанию соответствует:
в отношении категорий граждан-участников подпрограммы "Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица", "Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица" и "Граждане, подлежащие отселению с комплекса "Байконур" - части 1 статьи 31 и части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в отношении категории граждан-участников подпрограммы "Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами" - Закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-I "О вынужденных переселенцах" и постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 г. № 845 "Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации";
в отношении категории граждан-участников подпрограммы "Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" - Федеральный закон от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В случае выявления несоответствия заявленного гражданином-участником подпрограммы состава семьи определенному в строгом соответствии с требованиями пункта 17 Правил согласно пункту 44.1 Правил государственный жилищный сертификат не подлежит выдаче в связи с выявлением недостоверности сведений, содержащихся в заявлении.
Вопрос 3
Организации (органы) осуществляющие техническую инвентаризацию, отказывают органам местного самоуправления в предоставлении информации запрашиваемой в соответствии с п.44(2)а Правил выпуска и реализации ГЖС, в связи с тем, что данные услуги не внесены в реестр государственных и муниципальных услуг. Каким образом производить расчет размера социальной выплаты в данном случае?
Ответ
В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с 1 января 2013 года завершен переходный период и начиная с указанной даты функции по государственному техническому учету. Согласно части 8 статьи 47 указанного Федерального закона нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.
В связи с этим, для подтверждения общей площади жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания, за получением кадастрового паспорта помещения (выписки из государственного кадастра недвижимости) органам местного самоуправления в рамках межведомственного взаимодействия необходимо обращаться в органы, осуществляющие кадастровый учет объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 44.3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, документы, указанные в пункте 44.2 Правил, граждане-участники подпрограммы вправе представлять по собственной инициативе. При этом выдача сертификата гражданину-участнику подпрограммы осуществляется после получения органом местного самоуправления (подразделением), осуществляющим вручение сертификатов, запрошенных документов.
В целях урегулирования ситуации подготовлен и в настоящее время проходит согласование в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти проект постановления Правительства Российской Федерации, которым вносятся изменения в пункт 44.2 Правил, согласно которым отдельные документы, необходимые для выдачи сертификатов, органы местного самоуправления должны запрашивать порядке межведомственного информационного взаимодействия в органах кадастрового учета, а не в организациях, осуществлявших техническую инвентаризацию до 1 января 2013 года.
При этом пункт 44.3 Правил дополняется положением, что граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных местностей, в случаях, установленных абзацем третьим пункта 16.2 Правил, вправе самостоятельно вместо справки органов кадастрового учета о стоимости отчужденного гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи жилого помещения на дату заключения договора об отчуждении жилого помещения, представлять аналогичную справку от организаций, осуществлявших техническую инвентаризацию до 1 января 2013 года. Одновременно вносятся и соответствующие изменения в пункт 16.3 Правил.
Вопрос 4
В соответствии с пунктом 26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, разъяснить порядок включения в текущем году в сводный список граждан - участников подпрограммы, которые не были включены в списки, представленные органами местного самоуправления в предыдущем году?
Ответ
Пунктом 24 Правил установлен срок подачи гражданами-участниками подпрограммы заявлений о выделении сертификата в планируемом году - с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому.
Следовательно, включение граждан - участников подпрограммы в сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год (далее - сводный список) после его утверждения возможно только при наличии уважительных причин, например в следующих случаях:
1) непредставления в установленные сроки отдельным органом местного самоуправления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году;
2) наличия непреодолимых обстоятельств, не позволивших гражданину-участнику подпрограммы подать в установленные сроки заявление о выделении сертификата в планируемом году;
3) судебного решения о включении гражданина - участника подпрограммы в сводный список;
4) в случае наличия остатка социальных выплат для приобретения жилых помещений после завершения выдачи государственных жилищных сертификатов всем гражданам - участникам подпрограммы, включенным в сводный список, и наличия письменных отказов в выдаче сертификатов гражданам, которым они были не предоставлены.
Согласно пункту 26 Правил такое решение принимается на основании решения органа исполнительной власти, утвердившего сводный список. Конкретный порядок принятия и форма оформления такого решения нормативными правовыми актами не установлена.
Вопрос 5
Предлагаем внести в Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы изменения, предписывающие при определении размера жилищной субсидии из норматива площади вычитать долю жилого помещения, приходящуюся на гражданина - участника подпрограммы и (или) членов его семей до приватизации жилого помещения.
Ответ
Отдельные граждане-участники подпрограммы аргументируя положениями статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации придерживаются мнения, что доля в праве собственности на жилое помещение не должна учитываться при расчете размера социальной выплаты. В тоже время в правоприменительной практике, в том числе судами различных инстанций, по вопросу применения частей 7 и 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, доля в праве собственности на жилое помещение при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма учитывается наравне со случаями учета жилого помещения, находящегося в собственности полностью (например надзорное определение Военной коллегии Верховного Суда российской Федерации от 3 марта 2011 г. № 205-ВП-4, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 16 августа 2012 г. по делу № 33-9293/2012 и другие).
В целях исключения возможности неоднозначного трактования гражданами-участниками подпрограммы применяемого в абзацах первом и третьем пункта 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, термина "жилые помещения, принадлежащие на праве собственности".
В целях исключения изложенной ситуации подготовлен и в настоящее время проходит согласование в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти проект постановления Правительства Российской Федерации, которым вносятся соответствующие изменения в пункт 16.2.
Вопрос 6
Должны ли подписать обязательство зарегистрированные и постоянно проживающие совместно с должником граждане, но не являющиеся членами семьи и не признанные членами семьи в судебном порядке (в обязательстве о сдаче жилья указано "согласие совершеннолетних членов семьи, совместно проживающих с должником", применительно в условиям подпрограммы членами семьи являются "проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители". Возникают проблемы при заполнении этого раздела обязательства?
Ответ
В рамках применения Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, к членам семьи гражданина-участника подпрограммы возможно отнести только лиц, отнесенным к членам семьи гражданина-участника подпрограммы пунктом 17 Правил. Это позиция подтверждается положениями подпунктов "б" и "в" пункта 16.1 Правил.
Следовательно орган исполнительной власти не вправе требовать от граждан, не признанных членами семьи гражданина-участника подпрограммы, принятия обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об его освобождении либо о безвозмездном отчуждении жилого помещения, находящегося у них в собственности без установленных обременений, в государственную или муниципальную собственность.
Если гражданин-участник подпрограммы и члены его семьи, а также граждане, не признанные членами семьи гражданина-участника подпрограммы, проживают в жилом помещении по договору социального найма, то в соответствии с пунктом 16.3 Правил выдача сертификата невозможна в связи с невозможностью освобождения жилого помещения, занимаемого по договору социального найма. В целях урегулирования данной проблемы в настоящее время проходит согласование в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти проект постановления Правительства Российской Федерации, которым вносятся необходимые изменения в Правила.
Если жилое помещение находится в долевой собственности гражданина-участника подпрограммы, членов его семьи, а также граждан, не признанных членами семьи гражданина-участника подпрограммы, то в связи с невозможностью отчуждения жилого помещения в государственную или муниципальную собственность полностью, государственный жилищный сертификат может быть выдан при условии расчета размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения с учетом положений пункта 16.2 Правил.
Если жилое помещение находится в долевой собственности гражданина-участника подпрограммы и членов его семьи, а граждане, не признанные членами семьи гражданина-участника подпрограммы, проживают в нем на основании договора найма или безвозмездного пользования, то в данном случае надо учитывать положения статьи 292 и части 1 статьи 558 Гражданского кодекса Российской Федерации. И если в жилое помещение обременено правами граждан, не признанных членами семьи гражданина-участника подпрограммы, (например они сохранят в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его передачи в государственную или муниципальную собственность), то государственный жилищный сертификат может быть выдан при условии расчета размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения с учетом положений пункта 16.2 Правил.
Вопрос 7
Кто относится к членам семьи собственника жилого помещения? Как быть в ситуации, когда получатель сертификата заключает договор поднайма жилого помещения с родственниками?
Ответ
В соответствии с частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с частью 2 статьи 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В соответствии с частью 1 статьи 50 ЖК РФ граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи не менее учетной нормы, не признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Обобщая судебную практику при применении Жилищного кодекса РФ, Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 2 июля 2009 г. № 14 указывает, что в отношении супругов, детей и родителей собственника жилого помещения, для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
С учетом изложенного, наличие договора найма жилого помещения, заключенного между собственником жилого помещения и его детьми, родителями, совместно с ним проживающими, не влияет на правовое положение данных членов семьи, а именно: на них распространяются положения части 2 ст. 31, части 1 ст. 50 ЖК РФ, т.е. данные лица, обеспеченные общей площадью жилья на одного члена семьи не менее учетной нормы, не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, и, следовательно, участниками подпрограммы.
Пленум Верховного Суда РФ в вышеназванном постановлении определил позицию и в отношении других родственников и иных граждан, указанных в части 1 ст. 31 ЖК РФ. Пленум указал, что для признания данных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств. Таким образом, признание или непризнание указанных лиц членами семьи собственника жилого помещения возможно исключительно в судебном порядке (см. определение Ленинградского областного суда от 25 января 2012 г. № 33-269 по делу по иску Екимовой М.Д. и ее кассационной жалобе, которым оставлено без изменения судебное решение, отклонившее доводы истца относительно того, что она не является членом семьи своего зятя).
Вопрос 8
Жилье гражданина - участника подпрограммы признано непригодным для проживания. На этом основании гражданин принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. При этом в справках, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, данные помещения числятся в собственности гражданина - участника подпрограммы и (или) членов его семьи. Правомерно ли в этом случае при расчете размера жилищной субсидии вычитать площадь имеющихся в собственности жилых помещений или требовать от гражданина написания обязательства о сдаче (передаче) жилого помещения?
Ответ
В указанном случае применяются на общих основаниях требования п. 44 Правил о представлении обязательства о безвозмездном отчуждении жилого помещения в муниципальную собственность, либо, в случае принятия гражданином решения сохранить жилое помещение за собой, положения пункта 16.2 Правил о вычете площади имеющегося в собственности жилья при расчете размера социальной выплаты.
Гражданин, жилое помещение которого признано непригодным для проживания, вправе требовать от органа местного самоуправления подписания обязательства о безвозмездном отчуждении (со стороны органов местного самоуправления - о приеме в муниципальную собственность) данного жилого помещения.
Заключение о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и признании его непригодным для постоянного проживания принимается комиссией для оценки жилых помещений государственного (муниципального) жилищного фонда, создаваемой соответствующим органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, в любом случае соответствующие органы принимают решение о дальнейшем использовании признанного непригодным для проживания жилого помещения и проведении в связи с этим определенных мероприятий. Подписание органом местного самоуправления вышеуказанного обязательства о приеме в муниципальную собственность данного жилого помещения не будет препятствовать совершению им необходимых действий, предписанных статьей 49 Положения.
Вопрос 9
Участником подпрограммы при получении сертификата было подписано обязательство о сдаче имеющегося жилья. После его смерти наследники, не являющиеся членами его семьи, отказываются сдавать данное жилое помещение, поскольку его не подписывали. Правомерен ли данный отказ?
Ответ
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. С учетом данных норм, если наследодатель реализовал свое право на получение социальной выплаты и приобрел с ее участием жилое помещение, наследуется как данное жилое помещение, так и обязанность наследодателя сдачи другого имевшегося в собственности жилья, т.е. выполнение подписанного наследодателем обязательства, которое явилось условием приобретения жилого помещения на средства социальной выплаты.
п. Покровское, Одинцовский район,
Московская область