Проблемные вопросы, вынесенные для обсуждения на всероссийский семинар «Ход реализации мероприятий подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище"»


  1. Категория "Граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие до 1 января 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления"
  2. Категория "Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица"
  3. Категория "Граждане, признанные установленным порядком вынужденными переселенцами"
  4. Категория "Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
  5. Общепрограммные вопросы

Раздел I

Категория "Граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие до 1 января 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления"


Вопрос 1

  1. Правительством Хабаровского края подтверждена потребность в субвенциях на обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы в объеме 81 851 083,05 рублей (в том числе, на исполнение заключенных государственных контрактов на долевое строительство квартир). В настоящее время представлены счета на оплату заключенных госконтрактов на общую сумму федеральных ассигнований - 1,5 млн. рублей. В марте 2014 г. ожидаются платежи в размере 7 млн. рублей. При нарушении срока и порядка оплаты цены госконтракта краю будет выставлена неустойка.

  2. Возможность возврата средств из федерального бюджета в бюджет региона, направленных на исполнение судебных решений по улучшению жилищных условий граждан, уволенных с военной службы, в связи с не поступлением средств из федерального бюджета на реализацию полномочий.

  3. В соответствии с требованиями бюджетного законодательства Волгоградской областью произведен возврат неиспользованного по состоянию на 01 января 2014 г. остатка субвенции, предоставленной из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на цели обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц в сумме 7495,1 тыс. рублей. Данные средства необходимы для реализации жилищных прав 5 семей, одной из которых уже выдано гарантийное письмо о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на сумму 1278,2 тыс. рублей.

  4. Будут ли дополнительно выделяться средства на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, подавших исковые заявления в судебные инстанции, в случае вынесения положительных судебных решений?

  5. Расчет в дополнительной потребности на военнослужащих, восстановленных в списках уволенных с военной службы, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005 г.

  6. В 2012г. Министерством архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми завершена работа по предоставлению единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы (службы) и приравненных к ним лицам, в рамках Закона Республики Коми от 01.03.2011 г. № 19-РЗ и постановления Правительства Республики Коми от 29.04.2011 г. № 182, принятых в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 г. № 342 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" (далее - Федеральный закон). Единовременные денежные выплаты в 2011-2012 гг. были предоставлены всем категориям граждан, уволенным с военной службы, и приравненным к ним лицам, определенных Федеральным законом, состоящим на учете нуждающихся в органах местного самоуправления Республики Коми и включенными в списки граждан, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, выбравших обеспечение жилым помещением в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В 2013-2014г.г. средства федерального бюджета для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), Республике Коми не выделялись. Считаем необходимым рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего действия Закона Республики Коми от 01.03.2011 г. № 19-РЗ (нормативных правовых актов субъектов, принятых во исполнение Федерального закона) или о признании их утратившими силу в связи с завершением реализации мероприятий, предусмотренных Законом Республики Коми от 01.03.2011 г. № 19-РЗ в полном объеме.

Ответ

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до настоящего времени не завершена реализация мероприятий в рамках переданных им полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - граждане). Решение жилищной проблемы указанной категории граждан осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" (далее - Закон).

За период 2011-2012 годов из федерального бюджета на обеспечение жильем граждан выделено 19 447,52 млн. рублей. В пределах указанных средств обеспечено жилыми помещениями 4,8 тыс. семей граждан, на что использованы субвенции в объеме 11 578,20 млн. рублей. В соответствии с пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации в федеральный бюджет возвращено 7 869,32 млн. рублей, в том числе:

за 2012-2013 годы - 4 051,37 млн. рублей;

в январе 2014 года возвращены неиспользованные остатки субвенций по состоянию на 1 января 2014 г. в объеме 3 817,95 млн. рублей.

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" выделение в 2014 году субвенций для решения жилищной проблемы граждан не предусмотрено.

При этом субъектами Российской Федерации представлена потребность в субвенциях из федерального бюджета региональным бюджетам (далее - субвенции) на 2014 год для реализации переданных Российской Федерацией полномочий по обеспечению жильем граждан в объеме 5 222,75 млн. рублей (по состоянию на 01.01.2014 года необходимо было обеспечить жильем 2 307 семей граждан).

Особенно следует отметить, что в пределах заявленной потребности субъектами Российской Федерации запрашиваются субвенции в размере 279,9 млн. рублей для оплаты контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений, заключенных в предыдущие годы с получением жилых помещений и окончательной оплатой контрактов в 2014 году (Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Ростовская, Ярославская области, Забайкальский, Хабаровский, Пермский края, г.Москва).

Кроме того, отдельные субъекты Российской Федерации представили прогноз увеличения количества граждан, которые будут претендовать на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, на 1,56 тыс. семей в связи с принятием постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. № 25-П "По делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" в связи с жалобой гражданина Н.П. Терентьева" в части необходимости обеспечения жильем за счет субвенций граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел после 1 января 2005 г., которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В целях не допущения срыва реализации мероприятий по обеспечению граждан жилыми помещениями, а также выполнения поручений Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № ВП-П9-52пр и от 10 июня 2010 г. №ВП-П9-3921 Минстрой России 20 марта 2014 г. направил в Минфин России предложения по содержательной части проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", предусматривающие выделение на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), субвенций в объеме 5 222,75 млн. рублей, в том числе за счет возвращенных по итогам 2013 года в федеральный бюджет неиспользованных остатков субвенций.

В случае, если итоговый вариант Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" не будет содержать отдельного приложения о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для реализации переданных Российской Федерацией полномочий по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), то решение жилищной проблемы указанных категорий граждан в 2014 году может осуществляться только в судебном порядке. При этом в качестве одного из ответчиков необходимо привлекать Федеральное казначейство и в исковых требованиях указывать на необходимость первоначального перечисления из федерального бюджета бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации средств субвенции, необходимых для решения жилищной проблемы истца.


Вопрос 2

Можно ли снять с жилищного учета гражданина, уволенного с военной службы (службы), ранее имевшего регистрацию в Воронежской области, а потом выехавшего на другое место жительства?

Ответ

Перечень оснований, дающих право органам местного самоуправления снять гражданина, уволенного с военной службы (службы), с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, установлен положениями пункта 26 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054. Граждане данной категории могут быть сняты с учета в случае:

а) заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий;

в) снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства;

г) решения жилищной проблемы;

д) заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 Правил;

е) выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.

Учитывая, что очередник снялся с регистрационного учета и выехал на новое место жительства, то имеются все необходимые правовые основания для снятия его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета. При этом обращаем внимание, что в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в соответствии с требованиями постановления Конституционного Суда Российской Федерации от __ октября 2011 г. № 21-П, граждане данной категории могут претендовать на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета по новому месту жительства в другом субъекте Российской Федерации.


Вопрос 3

  1. С целью обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, Хабаровским краем осуществлено строительство жилых помещений. В связи с тем, что строительство жилья носит долгосрочный характер (более 1,5 лет) в настоящее время в крае отсутствует потребность в квартирах, построенных для данных граждан (граждане сняты с учета, изменился состав семьи и т.д.). Возможно ли предоставление построенных квартир другим категориям граждан, полномочия по обеспечению жильем которых, относится к ведения Правительства Российской Федерации (дети-сироты, ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды и ветераны боевых действий)?

  2. Что делать с гражданами, уволенными с военной службы (службы), отказавшимися от предложенных жилых помещений, по избранному месту жительства, которые соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих"? Что делать с жилыми помещениями, приобретенными по установленным нормам для граждан, которые отказались от предоставляемого жилого помещения?

Ответ

Согласно положениям пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" установлено, что субвенции, выделяемые из федерального бюджета региональным бюджетам для реализации переданных Российской Федерацией полномочий по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Учитывая изложенное, решение вопроса об использовании жилых помещений, невостребованных по категории "Граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица" для решения жилищной проблемы отдельных категорий граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, возможно осуществить только в рамках отдельного поручения Правительства Российской Федерации.

При этом возможно проработать два варианта использования невостребованных жилых помещений:

1. Предоставление жилых помещений гражданам, признанным установленным порядком вынужденными переселенцами.

Категория "Граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица" входит в перечень категорий граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (далее - подпрограмма). Среди категорий граждан, участвующих в данной подпрограмме, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в региональных муниципальных образованиях, только граждане, имеющие статус вынужденных переселенцев, в соответствии с федеральным законодательством имеют право на обеспечение готовыми жилыми помещениями, построенными (приобретенными) за счет средств федерального бюджета.

2. Предоставление жилых помещений другим категориям граждан, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в субъектах Российской Федерации, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства.

В регионах России кроме граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, состоят на учете нуждающихся в жилых помещений еще другие категории граждан, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета путем предоставления готового жилого помещения (ветераны ВОВ, сироты, вынужденные переселенцы…).

Невостребованные жилые помещения могут быть использованы для решения их жилищной проблемы, при этом объем субсидий, выделяемых ежегодно субъектам Российской Федерации для решения их жилищной проблемы, должен быть скорректирован в меньшую сторону.

Аналогичная проблема уже поднималась в обращении на имя Министра регионального развития Российской Федерации И.Н.Слюняева от Губернатора Новгородской области С.Г.Митина от 28 августа 2013г. №ПО-26/1719-И. По результатам обсуждения данного вопроса с Минфином России и Минэкономразвития России был высказан только один вариант рекомендаций:

Возврат в федеральный бюджет средств субвенций, затраченных на строительство невостребованных жилых помещений, после чего регион получал полномочия по предоставлению "лишних" жилых помещений очередникам, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства.


Вопрос 4

Какой состав семьи, должен учитываться при предоставлении жилых помещений либо расчете размера единовременной денежной выплаты? Кого следует считать членами семьи граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц? При расчете норматива общей площади жилого помещения, включать ли в состав семьи, отдельно проживающих от него членов семьи. Учитывается ли при этом имущество отдельно проживающих членов семьи? (По мнению районной прокуратуры, жена, имеющая в собственности жилое помещение и зарегистрированная отдельно от мужа не является членом его семьи)

Ответ

Факт совместного проживания является одним из требований, которым должны соответствовать граждане при признании их членами семьи гражданина, уволенного с военной службы.


Вопрос 5

Гражданин проживает в жилом помещении, находящемся в федеральной собственности. Совместно с ним, кроме прямых родственников, зарегистрированы и постоянно проживают внуки, внучки, другие лица (иные лица). Гражданин готов дать обязательство о сдаче и освобождении занимаемого жилого помещения после приобретения жилого помещения за счет бюджетных средств. Есть ли необходимость признания в судебном порядке иных лиц членами семьи гражданина?

Ответ

Вызывает сомнение легитимность данного обязательства, так как на практике оно может с большой долей вероятности не выполнено. Внуки (внучки) не участвовали в составе семьи гражданина, уволенного с военной службы, при расчете положенного ему норматива общей площади жилья (в случае, если они не были признаны его членами семьи в судебном порядке).


Вопрос 6

Имеют ли право на получение жилой площади гражданине, уволенные с военной службы (службы), получившие в собственность жилое помещение по нормам, но при этом предоставившие обязательство о сдаче жилья (ранее военнослужащий занимал квартиру в г. Острогожске Воронежской области на основании договора соц. найма, полученную от Министерства обороны, которую впоследствии приватизировал на себя и членов своей семьи в 2002 году. В 2013 году был исключен из списка, граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета. Решением районного суда был восстановлен в списках, т.к. по мнению суда, гражданин желал быть обеспеченным жилым помещением не в г. Острогожске Воронежской области, а в г. Воронеж. Имеются еще два аналогичных случая, по гражданам, которые имеют жилые помещения в собственности (по нормам) в других субъектах Российской Федерации, но написали обязательство о его сдаче в орган местного самоуправления по месту проживания и желают получить жилое помещение в г. Воронеже.

Ответ

В данном случае речь идет об исполнении конкретного решения суда, вступившего в законную силу. Согласно пункта 2 и 3 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.


Вопрос 7

Как быть с гражданами, уволенными с военной службы (службы), которые предоставляют обязательство не о сдаче жилья, а о снятии с учета по месту регистрации в жилом помещении, так как в данном жилом помещении остаются зарегистрированными бывшие члены семьи?

Ответ

"Обязательство не о сдаче жилья, а о снятии с регистрационного учета" не применяется в правоприменительной практике, касающейся реализации переданных Российской Федерацией полномочий по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц.


Вопрос 8

Кто должен контролировать исполнение обязательств о передаче гражданином, уволенным с военной службы (службы), в государственную либо муниципальную собственность жилых помещений, находящихся вне субъекта Российской Федерации, который он выбрал для постоянного проживания?

Ответ

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального Закона от 8 декабря 2010 г. № 342-ФЗ установлено, что полномочия по определению порядка предоставления гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения переданы субъектам Российской Федерации. Указанный порядок должен быть установлен законодательным актом субъекта Российской Федерации.

Контроль за выполнением обязательств о сдаче (передаче) жилых помещений, принадлежащих на условиях договора социального найма гражданам - получателям жилых помещений или единовременной денежной выплаты в порядке, установленном Законом, должен осуществляться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, региональными органами местного самоуправления, в собственности которых (оперативном управлении) находятся указанные жилые помещения.

Контроль за выполнением обязательств о сдаче (передаче) жилых помещений, принадлежащих гражданам и (или) членам их семей на праве собственности, должен осуществляться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, региональными органами местного самоуправления, в собственность которых подлежат передаче указанные жилые помещения.


Вопрос 9

Кто имеет право на получение дополнительной площади? Какой размер дополнительной площади должен учитываться при определении общей площади предоставляемого жилого помещения, а также определения норматива общей площади, учитываемого при расчете единовременной денежной выплаты? Учитываются ли при этом заболевания, установленные Жилищным кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153?

Ответ

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. № 342-ФЗ установлено, что при предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма (в порядке, установленном Законом) размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ.

При этом согласно пункту 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что правом на дополнительную площадь жилого помещения могут воспользоваться только граждане, указанные в пункте 8 статьи 15 данного Федерального закона.

В соответствии с положениями статьи 1 Закона полномочия по определению норматива общей площади жилого помещения при предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения переданы Правительству Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 стать 6 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, изъявивших желание получить жилое помещение по договору социального найма в порядке, установленном Законом, наряду с положениями пункта 8 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" могут быть применены положения пункта 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации: "Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51настоящего Кодекса перечне".

Однако указанную норму можно применить только в отношении случаев, когда гражданам предоставляется жилое помещение по договору социального найма. Аналогичный порядок не может быть распространен на граждан, изъявивших желание получить жилое помещение в собственность, либо единовременную денежную выплату для приобретения (строительства) жилья.

Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит положений, регламентирующих указанные механизмы жилищного обеспечения. Применение в данном случае положений статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации (применение жилищного законодательства по аналогии) недопустимо, так как речь идет о разных способах жилищного обеспечения, при этом Законом предусмотрены конкретные нормы, регулирующие порядок определению норматива общей площади жилого помещения, применяемого при предоставлении жилого помещения в собственность, либо при предоставлении единовременной денежной выплаты для приобретения (строительства) жилья.


Вопрос 10

  1. Попытка приобретения квартир в г.Калуге и г.Обнинске в собственность Калужской области с последующей передачей их в собственность граждан, подавших заявления о желании получить жилое помещение в собственность бесплатно, не увенчалась успехом. Проведенные торги на основе аукциона объявлены не состоявшимися. Какими нормативными правовыми актами следует руководствоваться при расчете бюджетных средств, используемых для закупки жилых помещений в собственность субъекта Российской Федерации?
  2. Каким иным способом можно обеспечить жилыми помещениями граждан, если они категорически отказываются получать единовременную денежную выплату (ЕДВ) на приобретение или строительство жилого помещения, а механизм приобретения жилых помещений в собственность субъекта Российской Федерации с последующей передачей их в собственность граждан, не приносит положительных результатов?
  3. Стоимость одного квадратного метра жилья в муниципальном образовании выше стоимости одного квадратного метра, установленного приказом Минстроя РФ, в 3 раза. Таким образом, объявляемые аукционы на приобретение жилых помещений на территории муниципального образования признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок. На территории иного муниципального образования граждане отказываются получить жилое помещение.

Ответ

В соответствии с положениями Федерального закона от 8 декабря 2010 г. № 342-ФЗ граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, имеют право выбора способа жилищного обеспечения. Поэтому, если граждане данной категории настаивают на конкретном способе решения жилищной проблемы, даже в том случае, если принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации меры не позволили за период 2011 - 2013 годов реализовать их право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в конкретно выбранном ими варианте, они продолжат состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до тех пор, пока либо не изберут альтернативный способ жилищного обеспечения, либо будут обеспечены жильем в выбранном варианте.

С 1 января 2014 г. при проведении конкурсов (аукционов) по приобретению (строительству) жилых помещений для граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 5 апреля 2012 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".


Вопрос 11

  1. Можно ли руководствоваться при расчете бюджетных средств, используемых для закупки жилых помещений в собственность субъекта Российской Федерации, положениями пункта 3 статьи 15.1. Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающими превышение общей площади жилого помещения с учетом конструктивных и технических параметров приобретаемых квартир?
  2. Можно ли применять при расчете бюджетных средств, используемых для закупки жилых помещений в собственность субъекта Российской Федерации, средние цены 1 кв. метра общей площади квартир на рынке жилья в субъекте Российской Федерации, если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации?
  3. Существует ли на законодательном уровне порядок увеличения стоимости одного квадратного метра общей площади жилья при такой ситуации. Планируется ли увеличение стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации?

Ответ

По указанным вопросам имеются пояснения Департамента жилищной политики Министерства регионального развития Российской Федерации от 26 марта 2012 г. № 07-563 (размещены на официальном Интернет-сайте подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы www.pvgo.ru в разделе "Новости" от 28.03.2012 года).


Вопрос 12

Как будет определяться средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения в субъекте Российской Федерации и объем субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, учитывая введение в действие с 01.01.2014 новых правил приобретения товаров для государственных нужд, установленных Федеральным законом?

Ответ

Методика определения показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации и Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не пересекаются.


Вопрос 13

  1. Гражданин, уволенный с военной службы, проживает в жилом помещении по договору социального найма, ранее жилое помещение было служебным (закрытый военный городок). При обеспечении его жилым помещением должен ли он его приватизировать и претендовать только на недостающую площадь либо ему необходимо сдать занимаемое жилое помещение?
  2. Семья гражданина зарегистрирована в жилом помещении, находящемся в федеральной собственности (военный городок пос. Шайковка). У супруги в населенном пункте (г. Калуга), избранном гражданином для постоянного места жительства, в котором он состоит на жилищном учете на обеспечение жильем на льготных основаниях, имеется в собственности жилое помещение, полученное по наследству от ее родителей. Размер общей площади этого жилого помещения превышает норматив, по которому производится расчет ЕДВ для семьи гражданина. Можно ли считать семью гражданина обеспеченной жилым помещением в избранном постоянном месте жительства и подлежит ли эта семья снятию с жилищного учета, как решившая жилищную проблему (п. 26 "г" постановления Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054)?

Ответ

В соответствии с положениями подпункта "г" пункта 26 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054, граждане указанной категории снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях в случае решения их жилищной проблемы.

Указанная формулировка имеет место в случаях, когда жилое помещение, занимаемое гражданином, оформляется ему в собственность в порядке приватизации. Следует учитывать, что указанный порядок распространяется только на жилые помещения общая площадь которых больше установленных региональных учетных норм обеспечения жилой площадью. Указанные выводы согласуются с имеющейся судебной практикой (решение Военной Коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № ВКПИ08-101).

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Изложенное указывает на то, что при реализации жилищных прав военнослужащих, помимо Федерального закона "О статусе военнослужащих", подлежат учету и другие нормы действующего законодательства.

В частности, основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотрены главой 7 и статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Аналогичное положение, на основании которого граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, было закреплено и в статье 32 Жилищного кодекса РСФСР.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Одним из таких оснований по смыслу пункту 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации является наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, находящихся в их собственности.


Вопрос 14

Подлежат ли сдаче жилые помещения, полученные гражданами, уволенными с военной службы, по последнему месту службы, в настоящее время расположенные на территории стран СНГ, государств Прибалтики (Украина, Белоруссия, Казахстан, Латвия, Литва, Эстония и др.)?

Ответ

При рассмотрении вопросов сдачи гражданами жилых помещений, расположенных на территории стран СНГ, государств Прибалтики, Грузии полагаем целесообразным руководствоваться положениями определения Военной Коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2001г. №ВКПИ01-23.



п. Покровское, Одинцовский район,
Московская область






Разъяснение проблемных вопросов по получению жилищных субсидий гражданами, уволенными с военной службы (службы), и приравненными к ним лицами