Проблемные вопросы, вынесенные для обсуждения на всероссийский семинар «Ход реализации мероприятий подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище"»
- Категория "Граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие до 1 января 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления"
- Категория "Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица"
- Категория "Граждане, признанные установленным порядком вынужденными переселенцами"
- Категория "Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
- Общепрограммные вопросы
Раздел II
Категория "Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица"
Вопрос 1
Чернобылец и его семья зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в собственности иного лица, или в жилом помещении, находящемся в муниципальной собственности, квартиронанимателем которого является иное лицо (не член семьи чернобыльца). Есть ли необходимость заключения со стороны чернобыльца договора найма или поднайма с иным лицом, для признания чернобыльца (его семьи), не имеющим жилого помещения для постоянного проживания?
Ответ
В данном случае в первую очередь необходимо исходить из возможности отнесения гражданина-участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и членов его семьи к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо членам семьи собственника жилого помещения исходя из соответствующих определений, приведенных в части 1 статьи 31 и части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом к членами семьи собственника могут быть отнесены иные граждане, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Если согласно указанных положений Жилищного кодекса Российской Федерации гражданина-участника подпрограммы и членов его семьи возможно отнести к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо к членам семьи собственника жилого помещения, поскольку не представляется возможным документально подтвердить обратное, то данный факт должен устанавливаться в судебном порядке (например определение Санкт-Петербургского городского суда от 8 апреля 2013 г. № 33-4085/13).
При этом судами различных инстанций при рассмотрении вопроса признания нуждающимися в жилых помещениях в аналогичных случаях не учитывают наличие договора найма (поднайма) жилого помещения в качестве факта, обосновывающего отсутствия у граждан жилых помещений для постоянного проживания (например определение Ленинградского областного суда от 25 января 2012 г. № 33-269).
В случае, если гражданина-участника подпрограммы и членов его семьи нельзя отнести к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо к членам семьи собственника жилого помещения, то в соответствии с частью 2 статьи 30 и пунктом 2 части 1 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации ими должен быть заключен с собственником жилого помещения (нанимателем жилого помещения по договору социального найма) договор найма (поднайма) жилого помещения.
Вопрос 2
Право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы вдов участников ликвидации последствий катастрофы на ПО "Маяк" в 1957 году?
Ответ
В данном случае необходимо исходить из положений статьи 11 Федерального закона от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", согласно которой меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 2 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз), сохраняются в случае, если смерть следующих категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, явилась следствием воздействия радиации в результате аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча:
получивших лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
ставших инвалидами вследствие воздействия радиации.
Кроме того, статьей 12 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", меры социальной поддержки в части обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз распространены на детей первого и второго поколения граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, страдающих заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей.
Вопрос 3
Участие в подпрограмме детей граждан, погибших в результате катастрофы на ЧАЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, и умерших инвалидов, в случае достижения ими возраста 18 (23) лет.
Ответ
Письмо Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 6 сентября 1994 г. № 1-3421-18, касается льгот (мер социальной поддержки) в отношении граждан, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой. При этом данное письмо не распространяется на процедуру обеспечения жильем указанных категорий граждан.
В данном случае детей граждан, погибших в результате катастрофы на ЧАЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, и умерших инвалидов, в первую очередь должны отвечать требованиям части четвертой статьи 14, части второй статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". При этом по смыслу указанных положений Закона Российской Федерации усматривается, что на семьи умерших граждан из числа указанных в пунктах 1, 2 и 3 части первой статьи 13 этого Закона распространена та же мера социальной поддержки по обеспечению жильем, которую имели сами эти граждане (трактование положений указанного Закона в Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 октября 2007 г. № КАС07-526).
Вопрос 4
- В настоящее время имеются решения суда о выдаче ГЖС гражданам, выехавшим добровольно из населенных пунктов, находящихся в зоне отселения на территории Республики Беларусь, Украины. При этом позиция Министерства и ФКУ по данному вопросу, по мнению суда, является необоснованной. Необходимое правовое решение, закрепляющее наличие (отсутствие) прав на обеспечение жильем указанных граждан в рамках Полпрограммы.
- Переселившиеся из Гомельской, Могилевской области в результате аварии на ЧАЭС - не с территории РФ (можно ли выдавать сертификаты).
- Имеют ли право на получение жилищного сертификата в рамках подпрограммы граждане Российской Федерации вставшие на жилищный учет в органах местного самоуправления до 01 января 2005 года, переселенные с загрязненных территорий Республики Украины и Республики Белоруссии пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС?
Ответ
В настоящее время очень остро стоит вопрос предоставления мер социальной поддержки, а именно обеспечения жильем, граждан Российской Федерации, выехавших добровольно из населенных пунктов, находящихся в зонах отселения на загрязненных в результате Чернобыльской катастрофы территориях Республики Беларусь и Украины. Данные граждане претендуют на обеспечение жильем в рамках Закона № 1244-1 как относящиеся к категориям, указанным в п.п. 6, 11 части 1 статьи 13 Закона № 1244-1:
граждане, переселенные, в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей;
граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (п. 11).
Данным гражданам, выехавшим с территорий Республики Беларусь, Украины выданы соответствующие удостоверения российского образца, в которых указано, что они имеют право на получение компенсаций и мер социальной поддержки в соответствии с указанным Законом.
Как правило, органы исполнительной власти субъектов РФ отказывают данным гражданам в признании их участниками подпрограммы и в выдаче им государственных жилищных сертификатов на том основании, что действие Закона № 1244-1 на данных граждан не распространяется. Граждане обжалуют действия органов исполнительной власти, обращаются в суд за защитой нарушенного права, и суды такие заявления удовлетворяют, обязывая органы исполнительной власти признать граждан участниками подпрограммы, включить в сводные списки и выдать им сертификат. По некоторым делам к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлекается ФКУ "Объединенная дирекция" Госстроя.
ФКУ "Объединенная дирекция" считает законными действия органов исполнительной власти по отказу указанным гражданам в участии в подпрограмме и выдаче сертификата, данная позиция направляется в суды.
Позиция ФКУ "Объединенная дирекция" основана на следующих доводах.
В соответствии со ст. ст. 9, 10 Закона № 1244-1 зона отселения и зона проживания с правом на отселение - это часть территории Российской Федерации. Таким образом, Закон однозначно определяет, что граждане, относящиеся к вышеуказанным категориям, это граждане, выехавшие с подвергшейся радиоактивному загрязнению территории Российской Федерации.
Кроме того, статьей 7 Закона № 1244-1 установлено, что действие Закона распространяется на территории и зоны, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются и пересматриваются Правительством Российской Федерации в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов.
Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 1582, содержит населенные пункты, расположенные исключительно на территории Российской Федерации, и не может включать населенные пункты на территориях других государств.
Таким образом, для граждан, относящихся к категории лиц, выехавших из зоны отселения и из зоны проживания с правом на отселение, Закон однозначно определяет, что территория, с которой они выехали, должна быть территорией Российской Федерации.
2.В соответствии со статьей 49 Закона № 1244-1 - "Гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом".
Данная статья в силу некоторой неопределенности ее содержания допускает неоднозначное толкование.
Вместе с тем, само название статьи: "Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан других государств, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы" однозначно определяет ее толкование: положения статьи направлены на предоставление специальных гарантий бывшим гражданам СССР, которые пострадали вследствие аварии или участвовали в ее ликвидации, являющимся в настоящее время иностранными гражданами. В силу прямого предписания данной статьи иностранные граждане приравниваются в случае их постоянного проживания на территории России к российским гражданам и приобретают равное право на получение мер социальной поддержки, регламентированных Законом. Кроме того, положения данной статьи не указывают на гарантии мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиации на территории других государств, а гарантируют данные меры переселившимся с территорий других государств гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы. Т.е. как пострадавшие от чернобыльской катастрофы данные граждане должны соответствовать общим требованиям Закона, в том числе в части отнесения загрязненных территорий, где они находились в период катастрофы, к Российской Федерации.
Таким образом, положения статьи 49 Закона № 1244-1 не имеют в виду предоставление мер социальной поддержки гражданам, добровольно переселившимся с подвергшихся радиационному загрязнению территорий иностранных государств (Республики Беларусь, Украины и др.). Такое толкование данной статьи Закона не могло предполагаться законодателем и однозначно не допускается также и потому, что исключает смысл и содержание статей 7, 9-11, поскольку полностью им противоречат.
3.Некоторые суды при рассмотрении подобных требований, применяя аналогию закона, допускают "приравнивание" загрязненных территорий Республики Беларусь и Украины к зонам радиоактивного загрязнения, перечень и характеристики которых определены Законом РФ № 1244-1, с целью установления права граждан, выехавших из населенных пунктов, расположенных на данных территориях, на обеспечение жильем в соответствии с Законом № 1244-1.
Такое приравнивание, по мнению ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России, недопустимо, поскольку это не соответствует статьям 2, 6 Гражданского кодекса Российской Федерации. Статья 7 Закона № 1244-1 однозначно и определенно указывают, на какие территории, зоны и населенные пункты распространяется действие Закона, из чего следует, что на граждан, подвергшихся радиоактивному воздействию в иных зонах и населенных пунктах, тем более на территориях другого государства, действие Закона не распространяется. Статьи 9, 10 Закона № 1244-1 также определенно указывает, что зона отселения и зона проживания с право на отселение - это территория Российской Федерации.
На сегодняшний день с участием ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России в судах рассмотрены заявления 5 граждан, постановлены судебные решения в пользу граждан. Два судебных решения: Фурмановского горсуда Ивановской области по заявлению Зубрейчука И.И. и Елабужского горсуда Республики Татарстан по искам Сокоревых А.М. и С.М. обжалованы ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России в апелляционную инстанцию, поскольку Дирекция считает их необоснованными. Судебные заседания еще не назначены. Определились обжаловать данные судебные решения до последней инстанции.
30 апреля 2013 г. в ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России поступили два решения Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 31 марта 2014 г. по делам по заявлениям Захаренко Н.В. и О.В., относящимся к рассматриваемым категориям "чернобыльцев", об оспаривании решения Минсоцзащиты Сахалинской области об отказе в выдаче сертификата и восстановлении нарушенного права. Суд распространил на заявителей меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, удовлетворил требования заявителей, обязал ответчика - Министерство социальной защиты населения Сахалинской области выдать им государственные жилищные сертификаты в рамках реализации подпрограммы Данными судебными актами, по мнению ФКУ "Объединенная дирекция", был решен вопрос о том, каким образом, и по каким основаниям данные граждане, россияне, могут получить от своего государства меры социальной поддержки, а именно обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилыми помещениями.
Суд в указанных решениях согласился с позицией ответчика и третьего лица относительно применения к данным правоотношениям статей 7, 9, 10 Закона РФ № 1244-1, не согласившись с позицией третьего лица по толкованию статьи 49 Закона 1244-1.
Приведя положения части 3 статьи 7 Закона о том, что границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки.
п. Покровское, Одинцовский район,
Московская область