Проблемные вопросы, вынесенные для обсуждения на всероссийский семинар «Ход реализации мероприятий подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище"»


  1. Категория "Граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие до 1 января 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления"
  2. Категория "Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица"
  3. Категория "Граждане, признанные установленным порядком вынужденными переселенцами"
  4. Категория "Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
  5. Общепрограммные вопросы

Раздел II

Категория "Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица"


Вопрос 1

Чернобылец и его семья зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в собственности иного лица, или в жилом помещении, находящемся в муниципальной собственности, квартиронанимателем которого является иное лицо (не член семьи чернобыльца). Есть ли необходимость заключения со стороны чернобыльца договора найма или поднайма с иным лицом, для признания чернобыльца (его семьи), не имеющим жилого помещения для постоянного проживания?

Ответ

В данном случае в первую очередь необходимо исходить из возможности отнесения гражданина-участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и членов его семьи к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо членам семьи собственника жилого помещения исходя из соответствующих определений, приведенных в части 1 статьи 31 и части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом к членами семьи собственника могут быть отнесены иные граждане, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Если согласно указанных положений Жилищного кодекса Российской Федерации гражданина-участника подпрограммы и членов его семьи возможно отнести к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо к членам семьи собственника жилого помещения, поскольку не представляется возможным документально подтвердить обратное, то данный факт должен устанавливаться в судебном порядке (например определение Санкт-Петербургского городского суда от 8 апреля 2013 г. № 33-4085/13).

При этом судами различных инстанций при рассмотрении вопроса признания нуждающимися в жилых помещениях в аналогичных случаях не учитывают наличие договора найма (поднайма) жилого помещения в качестве факта, обосновывающего отсутствия у граждан жилых помещений для постоянного проживания (например определение Ленинградского областного суда от 25 января 2012 г. № 33-269).

В случае, если гражданина-участника подпрограммы и членов его семьи нельзя отнести к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо к членам семьи собственника жилого помещения, то в соответствии с частью 2 статьи 30 и пунктом 2 части 1 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации ими должен быть заключен с собственником жилого помещения (нанимателем жилого помещения по договору социального найма) договор найма (поднайма) жилого помещения.


Вопрос 2

Право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы вдов участников ликвидации последствий катастрофы на ПО "Маяк" в 1957 году?

Ответ

В данном случае необходимо исходить из положений статьи 11 Федерального закона от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", согласно которой меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 2 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз), сохраняются в случае, если смерть следующих категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, явилась следствием воздействия радиации в результате аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча:

получивших лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

ставших инвалидами вследствие воздействия радиации.

Кроме того, статьей 12 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", меры социальной поддержки в части обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз распространены на детей первого и второго поколения граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, страдающих заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей.


Вопрос 3

Участие в подпрограмме детей граждан, погибших в результате катастрофы на ЧАЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, и умерших инвалидов, в случае достижения ими возраста 18 (23) лет.

Ответ

Письмо Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 6 сентября 1994 г. № 1-3421-18, касается льгот (мер социальной поддержки) в отношении граждан, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой. При этом данное письмо не распространяется на процедуру обеспечения жильем указанных категорий граждан.

В данном случае детей граждан, погибших в результате катастрофы на ЧАЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, и умерших инвалидов, в первую очередь должны отвечать требованиям части четвертой статьи 14, части второй статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". При этом по смыслу указанных положений Закона Российской Федерации усматривается, что на семьи умерших граждан из числа указанных в пунктах 1, 2 и 3 части первой статьи 13 этого Закона распространена та же мера социальной поддержки по обеспечению жильем, которую имели сами эти граждане (трактование положений указанного Закона в Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 октября 2007 г. № КАС07-526).


Вопрос 4

  1. В настоящее время имеются решения суда о выдаче ГЖС гражданам, выехавшим добровольно из населенных пунктов, находящихся в зоне отселения на территории Республики Беларусь, Украины. При этом позиция Министерства и ФКУ по данному вопросу, по мнению суда, является необоснованной. Необходимое правовое решение, закрепляющее наличие (отсутствие) прав на обеспечение жильем указанных граждан в рамках Полпрограммы.
  2. Переселившиеся из Гомельской, Могилевской области в результате аварии на ЧАЭС - не с территории РФ (можно ли выдавать сертификаты).
  3. Имеют ли право на получение жилищного сертификата в рамках подпрограммы граждане Российской Федерации вставшие на жилищный учет в органах местного самоуправления до 01 января 2005 года, переселенные с загрязненных территорий Республики Украины и Республики Белоруссии пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС?

Ответ

В настоящее время очень остро стоит вопрос предоставления мер социальной поддержки, а именно обеспечения жильем, граждан Российской Федерации, выехавших добровольно из населенных пунктов, находящихся в зонах отселения на загрязненных в результате Чернобыльской катастрофы территориях Республики Беларусь и Украины. Данные граждане претендуют на обеспечение жильем в рамках Закона № 1244-1 как относящиеся к категориям, указанным в п.п. 6, 11 части 1 статьи 13 Закона № 1244-1:

граждане, переселенные, в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей;

граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (п. 11).

Данным гражданам, выехавшим с территорий Республики Беларусь, Украины выданы соответствующие удостоверения российского образца, в которых указано, что они имеют право на получение компенсаций и мер социальной поддержки в соответствии с указанным Законом.

Как правило, органы исполнительной власти субъектов РФ отказывают данным гражданам в признании их участниками подпрограммы и в выдаче им государственных жилищных сертификатов на том основании, что действие Закона № 1244-1 на данных граждан не распространяется. Граждане обжалуют действия органов исполнительной власти, обращаются в суд за защитой нарушенного права, и суды такие заявления удовлетворяют, обязывая органы исполнительной власти признать граждан участниками подпрограммы, включить в сводные списки и выдать им сертификат. По некоторым делам к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлекается ФКУ "Объединенная дирекция" Госстроя.

ФКУ "Объединенная дирекция" считает законными действия органов исполнительной власти по отказу указанным гражданам в участии в подпрограмме и выдаче сертификата, данная позиция направляется в суды.

Позиция ФКУ "Объединенная дирекция" основана на следующих доводах.

В соответствии со ст. ст. 9, 10 Закона № 1244-1 зона отселения и зона проживания с правом на отселение - это часть территории Российской Федерации. Таким образом, Закон однозначно определяет, что граждане, относящиеся к вышеуказанным категориям, это граждане, выехавшие с подвергшейся радиоактивному загрязнению территории Российской Федерации.

Кроме того, статьей 7 Закона № 1244-1 установлено, что действие Закона распространяется на территории и зоны, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются и пересматриваются Правительством Российской Федерации в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов.

Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 1582, содержит населенные пункты, расположенные исключительно на территории Российской Федерации, и не может включать населенные пункты на территориях других государств.

Таким образом, для граждан, относящихся к категории лиц, выехавших из зоны отселения и из зоны проживания с правом на отселение, Закон однозначно определяет, что территория, с которой они выехали, должна быть территорией Российской Федерации.

2.В соответствии со статьей 49 Закона № 1244-1 - "Гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом".

Данная статья в силу некоторой неопределенности ее содержания допускает неоднозначное толкование.

Вместе с тем, само название статьи: "Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан других государств, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы" однозначно определяет ее толкование: положения статьи направлены на предоставление специальных гарантий бывшим гражданам СССР, которые пострадали вследствие аварии или участвовали в ее ликвидации, являющимся в настоящее время иностранными гражданами. В силу прямого предписания данной статьи иностранные граждане приравниваются в случае их постоянного проживания на территории России к российским гражданам и приобретают равное право на получение мер социальной поддержки, регламентированных Законом. Кроме того, положения данной статьи не указывают на гарантии мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиации на территории других государств, а гарантируют данные меры переселившимся с территорий других государств гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы. Т.е. как пострадавшие от чернобыльской катастрофы данные граждане должны соответствовать общим требованиям Закона, в том числе в части отнесения загрязненных территорий, где они находились в период катастрофы, к Российской Федерации.

Таким образом, положения статьи 49 Закона № 1244-1 не имеют в виду предоставление мер социальной поддержки гражданам, добровольно переселившимся с подвергшихся радиационному загрязнению территорий иностранных государств (Республики Беларусь, Украины и др.). Такое толкование данной статьи Закона не могло предполагаться законодателем и однозначно не допускается также и потому, что исключает смысл и содержание статей 7, 9-11, поскольку полностью им противоречат.

3.Некоторые суды при рассмотрении подобных требований, применяя аналогию закона, допускают "приравнивание" загрязненных территорий Республики Беларусь и Украины к зонам радиоактивного загрязнения, перечень и характеристики которых определены Законом РФ № 1244-1, с целью установления права граждан, выехавших из населенных пунктов, расположенных на данных территориях, на обеспечение жильем в соответствии с Законом № 1244-1. Такое приравнивание, по мнению ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России, недопустимо, поскольку это не соответствует статьям 2, 6 Гражданского кодекса Российской Федерации. Статья 7 Закона № 1244-1 однозначно и определенно указывают, на какие территории, зоны и населенные пункты распространяется действие Закона, из чего следует, что на граждан, подвергшихся радиоактивному воздействию в иных зонах и населенных пунктах, тем более на территориях другого государства, действие Закона не распространяется. Статьи 9, 10 Закона № 1244-1 также определенно указывает, что зона отселения и зона проживания с право на отселение - это территория Российской Федерации.

На сегодняшний день с участием ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России в судах рассмотрены заявления 5 граждан, постановлены судебные решения в пользу граждан. Два судебных решения: Фурмановского горсуда Ивановской области по заявлению Зубрейчука И.И. и Елабужского горсуда Республики Татарстан по искам Сокоревых А.М. и С.М. обжалованы ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России в апелляционную инстанцию, поскольку Дирекция считает их необоснованными. Судебные заседания еще не назначены. Определились обжаловать данные судебные решения до последней инстанции.

30 апреля 2013 г. в ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России поступили два решения Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 31 марта 2014 г. по делам по заявлениям Захаренко Н.В. и О.В., относящимся к рассматриваемым категориям "чернобыльцев", об оспаривании решения Минсоцзащиты Сахалинской области об отказе в выдаче сертификата и восстановлении нарушенного права. Суд распространил на заявителей меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, удовлетворил требования заявителей, обязал ответчика - Министерство социальной защиты населения Сахалинской области выдать им государственные жилищные сертификаты в рамках реализации подпрограммы Данными судебными актами, по мнению ФКУ "Объединенная дирекция", был решен вопрос о том, каким образом, и по каким основаниям данные граждане, россияне, могут получить от своего государства меры социальной поддержки, а именно обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилыми помещениями.

Суд в указанных решениях согласился с позицией ответчика и третьего лица относительно применения к данным правоотношениям статей 7, 9, 10 Закона РФ № 1244-1, не согласившись с позицией третьего лица по толкованию статьи 49 Закона 1244-1.

Приведя положения части 3 статьи 7 Закона о том, что границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки.



п. Покровское, Одинцовский район,
Московская область






Разъяснение проблемных вопросов по получению жилищных субсидий участниками ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, и приравненными к ним лицами