Проблемные вопросы, вынесенные для обсуждения на всероссийский семинар «Ход реализации мероприятий подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище"»


  1. Категория "Граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие до 1 января 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления"
  2. Категория "Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица"
  3. Категория "Граждане, признанные установленным порядком вынужденными переселенцами"
  4. Категория "Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
  5. Общепрограммные вопросы

Раздел III

Категория "Граждане, признанные установленным порядком вынужденными переселенцами"


Вопрос 1

Возможность дополнительного выделения в 2014 году государственных жилищных сертификатов по категории граждан, признанных установленным порядком вынужденными переселенцами.

Ответ

Дополнительное выделение средств в текущем году по вышеуказанным категориям возможно за счет перераспределения остатка средств социальных выплат, образовавшегося по состоянию на 20 сентября текущего года, который не обеспечен заявками на дополнительный выпуск сертификатов, предусмотренными пунктом 41.3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, путем внесения Правительством Российской Федерации изменений в график выпуска и распределения в 2014 году государственных жилищных сертификатов (см. пункт 41.6 Правил). Кроме того возможно выделение дополнительных средств за счет перераспределения остатка средств социальных выплат по сертификатам предыдущих годов выпуска, который также не обеспечен заявками на дополнительный выпуск сертификатов (см. пункт 41.7 Правил).


Вопрос 2

Перспективы обеспечения до завершения подпрограммы в 2015 году государственными жилищными сертификатами граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами.

Ответ

Федеральным законом от 02.12.2013 г. № 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрено выделение средств на приобретение жилья вынужденными переселенцами в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы "государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на 2015 год в объеме 819,85 млн. рублей (на уровне 2014 года). Объемы финансирования на 2016 год и последующие годы будет определен после принятия федеральной целевой программы "Жилище" на 2016-2020 годы.


Вопрос 3

Граждане обращаются в органы местного самоуправления о разделении очереди нуждающихся в получении жилых помещений с детьми, имеющими уже свои семьи. Указанные семьи зарегистрированы по одному месту жительства, на учет нуждающихся в жилье поставлены одним нормативным актом. Органы местного самоуправления предоставляют сводные списки участников-подпрограммы, в которые включают такие семьи, как две семьи. Как в таком случае рассчитывать размер социальной выплаты при оформлении сертификатов (учитывать как одну семью или две семьи).

Ответ

Участником подпрограммы является одно лицо, отвечающее требованиям пункта 5 Правил. В отношении граждан категории "ж" пункта 5 Правил - это граждане, соответствующие следующим обязательным требованиям:

признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами;

включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

Совместно проживающие с участником подпрограммы лица обеспечиваются жильем в рамках подпрограммы в составе семьи участника подпрограммы (пункт 17 Правил).

На учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ставится глава семьи, остальные являются членами его семьи. Порядок постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях четко регламентирован Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ). При этом ЖК РФ четко разделяет два юридических понятия:

гражданин, нуждающийся в жилом помещении;

член семьи гражданина, нуждающегося в жилом помещении.

После того, как дети вынужденных переселенцев прекращают совместное проживание с их родителями и перестают быть членами их семей, имея статус вынужденного переселенца, чтобы получить статус нуждающегося в жилом помещении, и тем самым получить право на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы, они должны пройти процедуру, предусмотренную ЖК РФ. При этом в ЖК РФ не предусмотрен механизм определения очередности гражданина с более ранней датой, чем дата подачи им документов для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В данном случае признание их нуждающимися в улучшении жилищных условий с сохранением за ними даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которая была у их родителя, когда он подавал первоначально документы на признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий, может осуществляться только в судебном порядке.



п. Покровское, Одинцовский район,
Московская область






Разъяснение проблемных вопросов по получению жилищных субсидий гражданами, признанными установленным порядком вынужденными переселенцами