Проблемные вопросы, вынесенные для обсуждения на всероссийский семинар «Ход реализации мероприятий подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище"»


  1. Категория "Граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие до 1 января 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления"
  2. Категория "Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица"
  3. Категория "Граждане, признанные установленным порядком вынужденными переселенцами"
  4. Категория "Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
  5. Общепрограммные вопросы

Раздел IV

Категория "Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"


Вопрос 1

Подлежит ли вычету из размера жилищной субсидии стоимость квартиры, отчужденной по договору мены: Подлежит ли вычету из размера жилищной субсидии стоимость квартир, отчуждённых по договору мены, заключенному с родственниками получателя жилищной субсидии одного сертификата и ими представлены обязательства о сдаче обоих жилых помещений?

Ответ

1.1. В соответствии с пунктом 1 статьи 567 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. Следовательно, гражданин, который произвел отчуждение принадлежащей ему квартиры по договору мены, взамен приобретает другую квартиру, также принадлежащую ему на праве собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 568 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными.

Согласно статье 6 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ) условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Таким образом, при расчете размера жилищной субсидии по государственному жилищному сертификату стоимость квартиры, отчужденной по договору мены, не вычитается. Предполагается, что гражданин в результате совершения данной сделки получил квартиру такой же стоимости. Поэтому вполне достаточно обязательства о сдаче жилья в государственную или муниципальную собственность.

1.2. Договор мены, в котором обмениваемые товары (квартиры) признаются не равноценными, имеет смысл для гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, только в том случае, если он производит обмен квартиры большей стоимости на квартиру меньшей стоимости с получением разницы в цене.

Статья 6 Федерального закона № 125-ФЗ не содержит указаний о вычете из размера жилищной субсидии разницы в цене, полученной участником подпрограммы по договору мены.

Однако в соответствии с пунктом 2 статьи 567 Гражданского кодекса Российской Федерации к договору мены применяются правила о купле продаже. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

С учетом вышеизложенного, рекомендуется из размера жилищной субсидии участника подпрограммы вычитать разницу в цене, полученную им по договору мены квартиры. Требуется также предоставлением данным гражданином обязательства о сдаче жилья в государственную или муниципальную собственность.

1.3. На договоры мены, заключенные с родственниками, распространяются те же самые правила, что и на договоры мены, заключенные с лицами, не являющимися родственниками контрагента по указанному договору. Обмениваемые квартиры предполагаются равными по цене, если иное не установлено договором мены. В данном случае при расчете размера жилищной субсидии по государственному жилищному сертификату стоимость квартиры, отчужденной по договору мены, не вычитается. Но обязательства о сдаче жилья в государственную или муниципальную собственность участник подпрограммы предоставить обязан.

В противном случае рекомендуется из размера жилищной субсидии участника подпрограммы вычитать разницу в цене, полученную им по договору мены квартиры. Требуется также предоставлением данным гражданином обязательства о сдаче жилья в государственную или муниципальную собственность.


Вопрос 2

Необходимо определить порядок расчета социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, для граждан, имеющих в собственности жилые помещения с обременением "ипотека".

Ответ

В соответствии с абзацем 5 статьи 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной в соответствии с нормативами, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. Право на получение государственного жилищного сертификата предоставляется гражданину только в случае, если размер общей площади жилого помещения, определенный в указанном порядке и принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, составляет не менее восемнадцати квадратных метров.

Данный порядок установлен для граждан, выехавших из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей. Полагаю, что и для других категорий участников подпрограммы вопрос расчета размера социальной выплаты при наличии жилья в собственности с обременением, в том числе с обременением "ипотека", должен решаться аналогичным образом.


Вопрос 3

За какой период должны учитываться гражданско-правовые сделки по отчуждению жилых помещений в целях определения размера жилищной субсидии для приобретения жилого помещения, предоставляемой в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006г. №153, в рамках реализации мероприятий Федерального закона от 25 октября 2002г. №125-ФЗ?

Ответ

Статьей 6 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлены условия выдачи государственного жилищного сертификата. В частности, указанной статьей Закона установлено, что в случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.

Аналогичную норму содержит пункт 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153. Таким образом, при выдаче сертификата следует руководствоваться указанными нормами Закона и Правил. При решении вопроса о том, за какой период должны учитываться сделки по отчуждению жилых помещений, следует учитывать, что как в действующей, так и в первоначальной редакции статьи 6 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ законодатель не ограничивает данный период каким-либо пределом. Федеральные законы расширительному толкованию не подлежат.

Судебная практика по данному вопросу не имеет общей позиции. Согласно данным, полученным от разных субъектов Российской Федерации, суды трактуют указанные положения Закона по-разному, тем самым подтверждая принцип беспрецедентности российского права.

В результате данная проблема до настоящего времени не имеет четкого законодательного регулирования. Судебная практика также не дает однозначного ответа на проблемные вопросы.

Исходя из анализа сложившейся правоприменительной практики по вопросам жилищного обеспечения категорий граждан, установленных федеральным законодательством, при определении периода учета сделок, совершенных гражданином, выезжающим (выехавшим), из районов Крайнего Севера приравненных к ним местностей, предусматривающих отчуждение принадлежащих им и (или) членам их семей на праве собственности жилых помещений, следует учитывать следующие правовые аспекты.

Аналогичная норма (без ограничения требования обязательного учета совершенных сделок по отчуждению жилых помещений каким-либо временным пределом) содержалась также в ранее действовавшем Федеральном законе от 25 июля 1998 г. № 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", вступившем в силу 31 июля 1998 г. В связи с этим при применении рассматриваемых положений статьи 6 Закона представляется обоснованным учитывать сделки, совершенные гражданами, начиная с указанной даты, то есть с 31 июля 1998 г., независимо от того, когда гражданин был поставлен учет, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Законом.


Вопрос 4

Засчитывается ли календарная выслуга военной службы (службы) в частях и подразделениях, дислоцированных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в общую продолжительность стажа работы граждан, учитываемой при определении права на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25 октября 2002г. №125-ФЗ?

Ответ

В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (статья 20) в трудовой стаж включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в статье 10 определено понятие "периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж". Статья 11 определяет "иные периоды, засчитываемые в страховой стаж", к которым, в числе прочих периодов, относится период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионной обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Таким образом, периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы не входят в понятие "периоды работы или иной деятельности".

Специально вопрос о включении периодов военной службы, службы в органах внутренних дел на территории районов Крайнего Севера в стаж работы, дающий гражданам право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ, законодательством не урегулирован.


Вопрос 5

Сохраняется ли за гражданином номер очереди в планируемом году, в случае, если гражданин-участник подпрограммы категории выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которому был выдан государственный жилищный сертификат, не реализовал его в установленный срок?

Ответ

Пунктом 47 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, определено, что в случае если в установленные сроки действия сертификата гражданин-участник подпрограммы не приобрел жилье с использованием социальной выплаты, он вправе обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший ему сертификат, с просьбой о повторной выдаче сертификата. Решение о повторной выдаче сертификата принимает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Гражданин, не реализовавший сертификат в установленный срок, может быть повторно включен в список граждан-участников подпрограммы на планируемый год на основании его заявления о повторном выделении сертификата в соответствии с датой постановки на учет имеющих право на получение жилищных условий с учетом очередности, установленной статьей 2 Закона.


Вопрос 6

Гражданин состоял в очереди категории "Пенсионеры". После установления ему инвалидности II группы, он обратился с заявлением о переводе его в другую категорию очередности "Инвалиды I и II групп, а также инвалиды с детства". При повторном медицинском обследовании через 1 год учреждение Государственной службы медико-социальной экспертизы, отменило ранее установленную инвалидность. Поскольку по статусу он является пенсионером какова будет очередность предоставления жилищных субсидий данному гражданину в этом случае?

Ответ

Закон определяет условия и требования, соблюдение которых дает право гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения. При этом данное право носит заявительный характер. Начало его реализации совпадает с подачей гражданином соответствующего заявления и пакета документов, подтверждающих его право на получение жилищной субсидии.

Любые действия, связанные с корректировкой сведений о гражданах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилищной субсидии, а также с их перемещениями внутри общей региональной очереди граждан данной категории, могут осуществляться только после представления очередниками соответствующего заявления и подтверждающих документов.

Положения статьи 2 Закона, предусматривающие возможность перехода граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилищной субсидии, из одной категории очередности в другую, должны реализовываться только после подачи гражданами заявления о переходе в другую категорию очередности, т.е. момент возникновения права на переход из одной категории очередности в другую должен исчисляться с даты подачи очередником - получателем жилищной субсидии соответствующего заявления.


Вопрос 7

Гражданин состоял в очереди категории "Пенсионеры" с 1997 года. В 2013 году он был признан инвалидом II группы и в этом же году им было подано заявление о переводе его в категорию очередности "Инвалиды I и II групп, а также инвалиды с детства". В настоящее время гражданин изъявляет желание снова вернуться в очередь категории "Пенсионеры". Можно ли его восстановить в очереди "Пенсионеры" и если да, то с какой датой?

Ответ

Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию граждан).

Порядок перевода гражданина из одной категории очередности в другую был описан выше.

Граждане по своему усмотрению не могут переходить из одной категории очередности в другую. Если гражданин был признан в установленном порядке инвалидом I или II группы в 2013 году, то он должен быть включен в список по данной категории очередности с момента подачи соответствующего заявления на переход в другую категорию очередности и представления документа, подтверждающего его право на получение жилищной субсидии в первую очередь.

Перевод данного гражданина, являющегося инвалидом I или II группы, по его желанию в очередь пенсионеров по дате подачи первоначального заявления (1997 год) будет неправильным, так как сохранение прежней даты очередности может повлечь нарушение прав других граждан данной категории, заявивших о своем праве на получение жилищной субсидии.


Вопрос 8

Согласно Федеральному закону от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, находится в компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Однако в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, заявление и документы для участия в подпрограмме граждане подают в орган местного самоуправления. Куда в данном случае обращаться гражданам для включения их в список участников подпрограммы и получения государственного жилищного сертификата?

Ответ

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью третьей статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

В случае, если осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, не передано в установленном порядке органам местного самоуправления, то эта работа осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


Вопрос 9

Каков порядок постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей?

Ответ

Вопросы постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также порядок и условия предоставления жилых помещений регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и другими специальными законодательными и нормативными правовыми актами. В соответствии с частью 1 статьи 14 ЖК РФ определено, что ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях относится к компетенции органов местного самоуправления.


Вопрос 10

Какой норматив предоставления жилищных субсидий следует принимать в отношении категории граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в случае, если у члена семьи умершего гражданина, состоявшего на учете на получение жилищной субсидии, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей составляет менее 15 лет или вовсе отсутствует?

Ответ

Положения части 2 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ, предполагают сохранение для членов семьи гражданина, состоявшего на учете на получение жилищной субсидии, в случае его смерти, даты, с которой был поставлен на учет умерший гражданин и категории очередности предоставления жилищной субсидии, к которой относился умерший гражданин. В этом случае получателем жилищной субсидии будет являться один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

Расчет размера жилищной субсидии для граждан, унаследовавших право на получение жилищной субсидии (далее - наследник), должен осуществляться в соответствии с положениями статьи 5 Закона.

В данном случае получателем государственного жилищного сертификата будет являться наследник, в связи с чем для определения параметров расчета жилищной субсидии, должны использоваться его фактические данные:

наличие (отсутствие) у него права на дополнительную площадь в соответствии с законодательством Российской Федерации;

стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В случае отсутствия необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях либо, если данный стаж составляет менее 15 лет, значение норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях берется равным 0,75.



п. Покровское, Одинцовский район,
Московская область






Разъяснение проблемных вопросов по получению жилищных субсидий гражданами, выезжающими (выехавшими) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей