VIII. Обеспечение иностранных граждан


  1. Учет жилых помещений, находящихся за пределами Российской Федерации
  2. Разделение очереди на 2 семьи (если этот вопрос не урегулирован законодательством субъекта Российской Федерации, как например у Алтайского края или Ростовской области
  3. Ухудшение жилищных условий (в том числе отказ от приватизации, наследства или другие)
  4. Отдельные вопросы исполнения обязательства о сдаче жилого помещения
  5. Использование положений Конституции РФ при определении права на получение сертификата гражданами категории "МЧ", выехавших с территории Белоруссии и Украины
  6. Инвалиды Чернобыльской АЭС, право на дополнительную площадь
  7. Определение членов умерших (погибших) членов семьи граждан категории "МЧ"
  8. Обеспечение иностранных граждан
  9. Малоимущность для категории "МЧ"

Решение Верховного Суда РФ от 26 января 2009 г. N ГКПИ08-2134


Верховный Суд Российской Федерации

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.Л.М. о признании частично недействующими пункта 2 и подпункта "а" пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее - Правила). Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства РФ, 27 марта 2006, N 13, ст. 1405; "Российской газете", 5 апреля 2006 г., N 69.

Гражданка Республики Беларусь С.Л.М. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими Правил в части положений пункта 2, предусматривающего право на участие в подпрограмме только для граждан Российской Федерации, и подпункта "а" пункта 17, признающего членами семьи гражданина - участника подпрограммы лишь постоянно проживающих совместно с ним супругу (супруга), их детей. По мнению заявителя, оспариваемые нормативные положения не соответствуют требованиям пункта 5 статьи 2, пункта 3 статьи 3, пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которые не связывают право вышеперечисленных лиц на получение государственной поддержки, в том числе посредством государственного жилищного сертификата, с тем, чтобы они являлись гражданами Российской Федерации и совместно проживали с военнослужащим для признания их членами его семьи.

С.Л.М. указала в заявлении, что после смерти в 2006 году её мужа, имевшего в связи с увольнением из Вооруженных Сил Российской Федерации право на обеспечение жилым помещением по избранному им месту жительства, ей с детьми было отказано в признании участниками вышеназванной подпрограммы по тому основанию, что они не являются гражданами Российской Федерации. Просит рассмотреть дело в её отсутствие, о времени и месте судебного заседания извещена.

Министерство регионального развития Российской Федерации, представляющее интересы Правительства Российской Федерации на основании поручения от 19 декабря 2008 г., указало на то, что в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ жилые помещения на условиях социального найма не предоставляются иностранным гражданам и лицам без гражданства, при определении права членов семьи военнослужащих на обеспечение жильем следует руководствоваться нормами указанного Кодекса, относящего к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма проживающих совместно с ним его супруга, детей, родителей.

Обсудив доводы заявителя, выслушав объяснения представителей заинтересованного лица Б.А.Н. и П.И.Ю., проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора С.Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются Федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации постановлением от 21 марта 2006 г., относящимся к иным правовым актам Российской Федерации, в пределах своих полномочий утвердило оспариваемые Правила, установив в них порядок и условия выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, в том числе граждан - военнослужащих, в форме предоставления им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, по-иному определяющего порядок и условия предоставления указанной социальной выплаты, которому могли бы противоречить оспариваемые заявителем нормативные положения, не имеется. Нормы Федерального закона "О статусе военнослужащих", на которые содержится ссылка в заявлении, не предусматривают право иностранных граждан на получение государственной финансовой поддержки для приобретения жилья.

Исходя из пункта 5 статьи 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в этом Законе под термином "граждане" понимаются граждане Российской Федерации. Из анализа содержания статьи 15 данного Закона следует, что основания и порядок обеспечения жильем военнослужащих - граждан (то есть граждан Российской Федерации) и военнослужащих - иностранных граждан различны, обеспечение жилыми помещениями при увольнении с военной службы за счет средств федерального бюджета, в том числе на условиях социального найма либо путем выдачи государственных жилищных сертификатов, предусмотрено, в частности пунктами 2, 14 этой статьи, только для военнослужащих - граждан.

Названная норма согласуется со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 3 которой предусмотрено предоставление жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма определенным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан. При этом частью 5 данной статьи установлено, что жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Следовательно, пункт 5 Правил, устанавливающий право граждан Российской Федерации на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", в рамках которой предоставляется за счет средств федерального бюджета социальная выплата на приобретение жилья, не противоречит требованиям Федерального закона, не предусматривающего право иностранных граждан на получение указанной социальной выплаты.

Нет оснований для признания недействующим и подпункта "а" пункта 17 Правил, устанавливающего условием признания членами семьи гражданина - участника подпрограммы постоянное совместное проживание с ним перечисленных в этом подпункте лиц.

Согласно пункта 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", приведенному заявителем в обоснование своего требования, к членам семей военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, на которых распространяются установленные социальные гарантии, компенсации, относятся перечисленные в этом пункте лица, если иное не установлено данным Федеральным законом, другими Федеральными законами.

Из содержания статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" видно, что социальные гарантии по обеспечению военнослужащих - граждан жилыми помещениями распространяются на совместно проживающих с ними членов их семей. Таким образом, применительно к обеспечению жильем условием отнесения к членам семьи военнослужащего является совместное проживание с ним.

Следует учитывать и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данные в пункте 22 постановления от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума от 6 февраля 2007 г. N 6). Согласно этим разъяснениям, по установленным законам основаниям жилые помещения предоставляются военнослужащим и проживающим совместно с ними членами их семей. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Именно такое основанное на законе понятие члена семьи гражданина - участника подпрограммы применительно к условиям подпрограммы содержится в оспариваемой норме.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении заявления С.Л.М. о признании частично недействующими пункта 2 и подпункта "а" пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.







Примеры судебной практики по ГЖС, ЕСВ, ЕДВ. Обеспечение иностранных граждан