VI. Инвалиды Чернобыльской АЭС, право на дополнительную площадь


  1. Учет жилых помещений, находящихся за пределами Российской Федерации
  2. Разделение очереди на 2 семьи (если этот вопрос не урегулирован законодательством субъекта Российской Федерации, как например у Алтайского края или Ростовской области
  3. Ухудшение жилищных условий (в том числе отказ от приватизации, наследства или другие)
  4. Отдельные вопросы исполнения обязательства о сдаче жилого помещения
  5. Использование положений Конституции РФ при определении права на получение сертификата гражданами категории "МЧ", выехавших с территории Белоруссии и Украины
  6. Инвалиды Чернобыльской АЭС, право на дополнительную площадь
  7. Определение членов умерших (погибших) членов семьи граждан категории "МЧ"
  8. Обеспечение иностранных граждан
  9. Малоимущность для категории "МЧ"

Решение Верховного Суда РФ от 24 октября 2013 г. N АКПИ13-809


Именем Российской Федерации

/ПРИМЕЧАНИЕ:
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 14 января 2014 г. N АПЛ13-573 настоящее решение оставлено без изменения/


Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Карулине И.А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ахмедова Г.А. о признании недействующими пункта 11, подпункта "г" пункта 19, подпункта "е" пункта 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (далее - Правила). Нормативный правовой акт опубликован 27 марта 2006 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, 5 апреля 2006 г. в "Российской газете".

Согласно Правилам право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз (пункт 11); для участия в подпрограмме граждане, указанные в подпункте "е" пункта 5 Правил представляют документ, подтверждающий право гражданина на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета (подпункт "г" пункта 19); для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет копию документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации) (подпункт "е" пункта 44).

Ахмедов Г.А., являющийся инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими подпункта "г" пункта 19, подпункта "е" пункта 44 Правил в той мере, в какой они лишают граждан из числа указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон от 15 мая 1991 г. N 1244-1), вставших на учет до 1 января 2005 г. в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, возможности получения социальной выплаты на дополнительную площадь жилого помещения с учетом нормы дополнительной площади жилого помещения, указанной в пункте 16 этих Правил, в случае предъявления ими в качестве документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения, специального удостоверения инвалида, предусмотренного частью четвертой статьи 15 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1, дающего право на меры социальной поддержки этим гражданам с момента его предъявления. Также просил признать пункт 11 Правил не соответствующим действующему законодательству в той мере, в какой он лишает граждан, из числа указанных в пунктах 1, 2 и 3 части первой статьи 13 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1, возможности повторного обращения за недоплаченной социальной выплатой путем предоставления жилищного сертификата в том случае, когда в ранее выданном и реализованном жилищном сертификате размер социальной выплаты был им рассчитан в меньшем размере, чем это предусмотрено нормативами, указанными в пунктах 13 и 16 Правил.

Ахмедов Г.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном порядке.

Представитель заявителя Абдулгапуров P.M. в судебном заседании поддержал заявленные требования и просил удовлетворить их в полном объеме.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) (поручение от 22 августа 2013 г. N СП-П9-6052).

Представитель Минрегиона России Белов А.В. возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что Правила утверждены высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах его компетенции, оспариваемые нормативные положения не противоречат действующему федеральному законодательству и не лишают граждан, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1, права на дополнительную площадь. Предоставление дополнительной площади таким гражданам осуществляется при наличии соответствующего права и его документальном подтверждении.

Выслушав объяснения представителя заявителя, заинтересованного лица, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Право инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты было предусмотрено пунктом 3 части первой статьи 14 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ).

1 января 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым статья 14 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 была изложена в новой редакции (пункт 8 статьи 3).

Пунктом 2 части первой статьи 14 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (в ред. Федерального закона от 4 июня 2011 г. N 130-Ф3) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 этого закона, гарантировано обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.

Правительство Российской Федерации во исполнение полномочий, предоставленных ему статьей 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", пунктом 2 части первой статьи 14 Закона от 15 мая 1991 года N 1244-1, утвердило оспариваемые в части Правила.

Правила согласно пунктам 1 и 2 устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (далее - подпрограмма), удостоверяющих право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).

Подпункт "е" пункта 5 Правил предусматривает, что правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".

Пунктом 16 Правил установлены нормы общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты в зависимости от состава семьи, а также предусмотрено при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывать норму дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв.м.

В этих целях Правила обязывают граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на дополнительную площадь жилого помещения, при подаче заявления на получение сертификата представить копию документа, подтверждающего это право (подпункт "г" пункта 19, подпункт "е" пункта 44), что не противоречит какому-либо федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает право инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы на получение социальной выплаты с учетом их права на дополнительную площадь.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 19 июня 2007 г. N 446-О-О, право на получение дополнительной общей площади жилого помещения (либо дополнительной жилой площади) по своему характеру является льготой, предоставляемой тем или иным категориям граждан с учетом их особого правового статуса, а потому изменение правового регулирования предоставления таких льгот не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод заявителя. Пункт 16 Правил в системной взаимосвязи с пунктами 5 и 19 (подпункт "г") этих же Правил не лишает инвалидов-чернобыльцев соответствующей льготы полностью, а изменяет форму ее предоставления.

Таким образом, оспариваемые нормативные положения не противоречат действующему федеральному законодательству и не лишают граждан, указанных в частях 1, 2 статьи 13 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1, права на дополнительную площадь. Предоставление дополнительной площади таким гражданам осуществляется при наличии соответствующего права и его документальном подтверждении.

Таким документом для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, подтверждающим право на меры социальной поддержки, в силу статьи 15 Закона от 15 мая 1991 года N 1244-1 являются специальные удостоверения инвалидов.

Оспариваемый заявителем пункт 11 Правил, согласно которому право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз, не противоречит пункту 2 части первой статьи 14 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1, гарантирующему обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью один раз.

Неправильное толкование и применение оспариваемых нормативных положений, на что ссылается заявитель, не является основанием для признания этих норм недействующими.

Учитывая, что оспариваемое постановление издано в пределах предоставленных Правительству Российской Федерации полномочий, пункт 11, подпункт "г" пункта 19 и подпункт "е" пункта 44 Правил не противоречат федеральному законодательству, прав и законных интересов заявителя не нарушают, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении заявления Ахмедова Г.А. о признании недействующими пункта 11, подпункта "г" пункта 19, подпункта "е" пункта 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.


Судья Верховного Суда Российской Федерации
В.А. Емышева






Примеры судебной практики по ГЖС, ЕСВ, ЕДВ. Право на дополнительную площадь у инвалидов Чернобыльской АЭС