Перевод обязательств государства перед военнослужащими в жилищной сфере из натуральной формы (предоставление квартиры) в денежную форму расширит возможности военнослужащих самостоятельно принимать решения по выбору места проживания, качеству и размеру приобретаемого жилья. С введением новой накопительно-ипотечной системы на переходный период сохранится существующая система обеспечения жильем военнослужащих заключивших контракты до 1 января 2005 г.
Возможность приобретения военнослужащим жилья в собственность с использованием инструментов ипотечного кредитования в любое время по истечении трех лет участия в накопительно-ипотечной системе, не дожидаясь окончания срока службы, а также выбора месторасположения и размера жилья, является одной из новых форм реализации военнослужащим права на жилище.
Основой для создания накопительно-ипотечной системы является долгосрочный характер воинской службы (в среднем 15-20 лет) и предусмотренные в бюджете целевые ассигнования для накопления средств на именных накопительных счетах военнослужащих с последующим приобретением ими жилья.
Размер накопительного взноса на одного участника устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете с учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.
Основанием включения добровольных участников в реестр НИС является обращение в письменной форме (рапорт) военнослужащего, исходя из даты его регистрации в журнале учета служебных документов.
Необходимо учитывать, что чем раньше военнослужащий примет решение на участие в системе (напишет рапорт), тем большая сумма накопится в итоге.
Военнослужащие, которые добровольно могут стать участниками накопительно-ипотечной системы, должны написать рапорт командиру воинской части. Рапорт необходимо зарегистрировать в журнале учета служебных документов.
Военнослужащие, являющиеся участниками НИС, которые переведены из другого федерального органа исполнительной власти.
Основание для включения в реестр - приказ о зачислении в федеральный орган исполнительной власти, в который они переведены.
Военнослужащие, поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра в связи с увольнением с военной службы по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, или по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе, и не получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 Федерального закона.
Основание для включения в реестр - заключение нового контракта о прохождении военной службы.
Военнослужащие, поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра в связи с увольнением с военной службы по иным, не указанным в пункте 2 статьи 10 Федерального закона основаниям и не получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 Федерального закона, или не воспользовались правом стать участниками НИС.
Основание для включения в реестр - заключение нового контракта о прохождении военной службы.
Военнослужащие, поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра в связи с увольнением с военной службы и получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 Федерального закона.
Основание для включения в реестр - достижение общей продолжительности военной службы 20 лет.
Право на получение целевого жилищного займа (ЦЖЗ) у военнослужащего возникает после 3 лет участия в НИС.
Право на получение выплаты возникает после исключения из списка личного состава воинской части (ст.9 117-ФЗ):
При увольнении военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более по следующим основаниям:
При этом, в случае признания военнослужащего (членов его семьи) нуждающимся в улучшении жилищных условий, при выслуге от 10 до 20 лет, а в случае его гибели или смерти независимо от выслуги, ему (членам его семьи) выплачиваются дополнительные денежные средства, которые военнослужащий мог бы накопить до даты достижения выслуги двадцать лет.
Каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года после его включения в накопительно-ипотечную систему имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа.
При этом средства, учтенные на именном накопительном счете, идут на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа).
В дальнейшем обязательства по ипотечному кредиту (займу) погашаются ежемесячно в размере денежных средств, перечисленных на счет участника в течение отчетного месяца.
Следует обратить внимание, что переход к накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих определен Президентом Российской Федерации в ежегодном послании к Федеральному Собранию, как одно из приоритетных направлений социальной политики государства, и находится на контроле в Администрации Президента.
Переход к накопительно-ипотечной системе должен способствовать стабилизации военных кадров, поскольку гарантии государства на выплату накопленных для военнослужащих денежных средств неразрывно связаны со сроками прохождения военной службы. Досрочное расторжение контракта о прохождении военной службы влечет за собой утрату прав на получение указанных денежных сумм, а в случае предоставления указанных средств в виде ипотечного кредита - обязанность их возвращения.