Порядок расчета социальной выплаты на приобретение жилья, выделяемой посредством государственного жилищного сертификата. Очередность предоставления сертификатов


Удостоверяемая государственным жилищным сертификатом социальная выплата на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета является формой государственной финансовой поддержки обеспечения жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан.

Верховный Суд Российской Федерации решением № ВКПИ 06-48 от 30.08.2006 года установил, что законодательными актами в области жилищного строительства не предусмотрена обязанность государства по полной оплате рыночной стоимости жилья.

Социальная выплата на приобретение жилья предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности. Метод ее определения в полной мере учитывает механизм формирования рыночных цен на жилье в Российской Федерации.

Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, используемый при расчете размеров социальных выплат, предоставляемых гражданам, определяется 1 раз в полугодие Министерством регионального развития Российской Федерации в соответствии с утверждаемой Минрегионом России методикой на основании информации, предоставляемой Федеральной службой государственной статистики, предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и данных мониторинга рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.

При расчете размера социальной выплаты на приобретение жилья на территории отдельных субъектов Российской Федерации применяются следующие повышающие коэффициенты к нормативу стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации:

  • для субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного экономического района, г.г. Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области - 1,2;
  • для субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Восточно-Сибирского экономического района, и Свердловской области - 1,5;
  • для субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Западно-Сибирского экономического района, и Калининградской области - 1,1.

В рамках новой подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 №865, появилась возможность использовать ипотечный кредит вместе с жилищным сертификатом.

Это позволяет покрыть разницу стоимости жилья между заложенной в сертификате и рыночной в случае приобретения жилья с более высокими качественными характеристиками. Социальную выплату, получаемую через сертификат, можно использовать в качестве стартового взноса по кредиту.

Одновременно Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 05.04.2007 №5-П определил, что в условиях рыночной экономики размер социальной выплаты, выделяемой по государственному жилищному сертификату, может составлять как полный эквивалент рыночной стоимости жилья, так и усредненную расчетную величину денежных средств, позволяющих гражданину в зависимости от особенностей избранного им места жительства приобрести жилье в собственность либо полностью за счет этих средств, либо добавив собственные (заемные) средства.

Согласно положений пункта 8 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" определено, что применительно к указанной Подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является:

  • отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;
  • проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;
  • проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при оформлении государственных жилищных сертификатов руководствуются сводным списком граждан - получателей сертификатов в планируемом году и сводным список граждан, включенных в резерв на получение сертификатов в этом же году, формирование которых осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников Подпрограммы. При этом предусматривается, что согласно пункта 7 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "г", "д" и "ж" пункта 5 Правил, социальные выплаты на приобретение жилья предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Оформление государственных жилищных сертификатов гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей":

  • в первую очередь жилищные субсидии посредством государственных жилищных сертификатов предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации;
  • во вторую очередь - гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 указанного Федерального закона;
  • в третью очередь - пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 указанного Федерального закона;
  • в четвертую очередь - гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 указанного Федерального закона;
  • в пятую очередь - работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Право на получение государственного жилищного сертификата у указанных категорий граждан наступает за год до увольнения с военной службы (службы).
Согласно положений пункта 9 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" установлено, что в общую продолжительность военной службы (службы) включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета.
В случае, если гражданин-участник подпрограммы "Выполнение гос. обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных фед. законодательством" фед. целевой программы "Жилище" уже использовал свое право на социальную выплату, реализовав выданный ему государственный жилищный сертификат, повторное улучшение его жилищных условий с использованием социальной выплаты на приобретение жилья, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, запрещено.

Полномочия по выдаче государственных жилищных сертификатов распределены следующим образом:

  1. Федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) осуществляют выдачу государственных жилищных сертификатов следующим категориям граждан - участникам Подпрограммы:
    • военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений);
    • граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты на приобретение жилья, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации;
    • члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом следует учитывать, что погибшие (умершие) военнослужащие должны были состоять на учете нуждающихся в получении жилья в федеральных органах исполнительной власти, где они проходили военную службу (службу).
  2. Гражданам, прибывшим на постоянную работу по контракту в расположенные на территории комплекса "Байконур" организации, которые финансируются за счет средств федерального бюджета, увольняемым (уволенным) с работы на комплексе "Байконур", основаниями для увольнения которых являются (явились) выход на пенсию по возрасту, или ликвидация организации, или сокращение численности либо штата работников, или состояние здоровья, зарегистрированные администрацией г.Байконура в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющие жилья на территории Российской Федерации выдачу сертификатов осуществляет администрация г.Байконур.
  3. Остальным категориям граждан-участников Подпрограммы выдачу сертификатов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" определено, что применительно к условиям Подпрограммы членами семьи гражданина - участника Подпрограммы признаются:
  1. Для граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 Правил, и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи;
  2. Для граждан, признанных установленным порядком вынужденными переселенцами - постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также их несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца;
  3. Для граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г. - лица, прибывшие с гражданином - участником подпрограммы из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на постоянное место жительства, зарегистрированные и постоянно проживающие с данным гражданином в избранном постоянном месте жительства на дату утверждения сводного списка граждан - получателей сертификатов в планируемом году.
Действие указанного приказа Минздрава СССР на участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 №865, не распространяется.
Согласно положений пункта 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" установлено, что норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. метров общей площади жилья учитывается при расчете размера социальной выплаты для граждан-участников Подпрограммы во всех случаях, установленных законодательством Российской Федерации. В частности, в соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалиды, в том числе инвалиды из числа граждан - участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации. В связи с этим, в случае, если заболевание, которое явилось причиной инвалидности гражданина - участника подпрограммы, входит в перечень заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 817, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, ему должна учитываться норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. метров.
Да, если член семьи гражданина - участника Подпрограммы имеет право на дополнительную общую площадь жилого помещения, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, должна учитываться норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. метров.
По смыслу положений пункта 8 статьи 15 Федерального Закона от 27.05.1998 №76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определено, что право на предоставление дополнительной общей площади жилого помещения закрепляется за командирами воинских частей только на время прохождения военной службы и утрачивается после увольнения в запас (отставку).
Механизм внеочередного обеспечения социальной выплатой на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета нормативно-правовой базой подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" не предусмотрен.
Включение военного городка в перечень "закрытых" не влечет за собой автоматического приобретения жилым фондом городка статуса "служебного". Жилое помещение в соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации включается в число служебных на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Да предусмотрен. В соответствии с пунктом 16.2 установлено, что в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы, указанным в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.

При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 16.1 Правил.
В соответствии с положениями пункта 10 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" установлено, что в общую продолжительность военной службы (службы) включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета.

В соответствие с Федеральным Законом "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры не входят в состав органов внутренних дел. В связи с этим служба (работа) в органах прокуратуры, засчитанная в общую выслугу лет в календарном исчислении для назначения пенсии сотруднику органов внутренних дел, не может входить в счет выслуги лет для расчета по федеральному бюджету.
В соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года №1244-1 "О социальной поддержке гражданам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС" в перечень мер социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, а также приравненных к ним постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №2123-1 граждан из подразделений особого риска входит, в том числе, обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 №866 в отношении указанных категорий граждан установлен порядок обеспечения их жильем за счет средств федерального бюджета, в рамках которого основной формой такого обеспечения в соответствии с действующим законодательством (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации) является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальных выплат на приобретение жилья; право на получение данных выплат удостоверяется государственным жилищным сертификатом. В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2006 №118-О по жалобе гражданина Ковалевского Эдуарда Юрьевича на нарушение его конституционных прав положениями постановления правительства российской федерации от 29.12.2004 года №866 "О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц" установлено, что положение пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 №866, закрепляющее порядок обеспечения граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и граждан-ветеранов подразделений особого риска, социальными выплатами на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, не противоречит принципу поддержания доверия граждан к закону и не лишает граждан указанной категории социальных гарантий, поскольку направлено на сохранение за ними права на улучшение жилищных условий, - оно лишь изменяет форму обеспечения их жилыми помещениями. Одновременно указано, что Федеральный законодатель, по смыслу статей 55, 71 и 76 Конституции Российской Федерации, вправе определить условия предоставления гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, изменения в нормативном содержании прав, гарантий, мер социальной поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие техногенной катастрофы, предоставляя новую форму обеспечения их жилыми помещениями, не отменяют и не умаляют права и свободы человека и гражданина и не могут рассматриваться как лишающие данную категорию граждан гарантированной частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий.
Согласно положений подпункта 2 пункта 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что общежития относятся к жилищным помещениям специализированного жилого фонда.
Документом, подтверждающим факт совместного проживания граждан, претендующих на получение социальной выплаты на приобретение жилья, могут являться паспорта граждан, в которых указывается регистрация граждан по месту жительства. Документом, подтверждающим выбытие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также справка из органов жилищно-эксплуатационных служб о снятии этих граждан с регистрационного учета или справка органов ОВД (для совершеннолетних членов семьи) о дате выбытия граждан по прежнему месту жительства.





Порядок расчета социальной выплаты на приобретение жилья, выделяемой посредством государственного жилищного сертификата, очередность предоставления ГЖС