Справка по результатам обобщения практики рассмотрения районными (городскими) судами Калининградской области гражданских дел, связанных с разрешением споров о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения в виде государственного жилищного сертификата


Вопросы, возникающие при решении вопроса о праве гражданина на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище»"


Признавая за участником подпрограммы право на получение государственного жилищного сертификата при отсутствии обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения, необходимо иметь в виду, что эти обстоятельства в силу норм пунктов 16.1, 16.2 Правил должны учитываться при расчете размера социальной выплаты (пункты 16.1, 16.2 введены Постановлением Правительства РФ от 08.05.2009 N 408).

Так, согласно пункту 16.1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов установленный в пункте 16 настоящих Правил норматив общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, применяется, если:

а) гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания;

б) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;

в) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Пунктом 16.2 Правил предусмотрено, что в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы, указанным в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил - члены семей военнослужащих), или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания. При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 16.1 настоящих Правил (безвозмездное отчуждение).

Несмотря на то, что приведенные выше положения пункта 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов касаются жилого помещения, принадлежащего на праве собственности гражданину - участнику подпрограммы, указанному в подпунктах "а"-"ж" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членам его семьи, а для случая отказа гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении на основании договора социального найма, принять обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения пунктом 16.3 Правил предусмотрен запрет на выдачу сертификата, тем не менее, суды вправе применить по аналогии нормы, установленные пунктом 16.2 Правил, и при рассмотрении споров о признании за гражданином - участником подпрограммы права на получение ГЖС при условии нуждаемости в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и отсутствии обязательства, подписанного членами семьи указанного гражданина, о сдаче жилого помещения, занимаемого по договору социального найма. Однако Центральный районный суд г. Калининграда, отказывая Б.С.А. в удовлетворении исковых требований к Администрации городского округа "Город Калининград", Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Калининградской области о выдаче государственного жилищного сертификата без представления им обязательства о сдаче (передаче) жилого помещения, не учел положения пунктов 16.1 и 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, по смыслу которых не исключалась возможность предоставления ГЖС и тем гражданам - участникам подпрограммы, которые не представили обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения, что влечет лишь уменьшение размера общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета размера социальной выплаты.

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое о понуждении Администрации городского округа "Город Калининград" и Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Калининградской области выдать Б.С.А. государственный жилищный сертификат на состав семьи один человек, судебная коллегия указала на то, что истец имеет право на получение социальной выплаты, но при расчете размера этой выплаты подлежат применению положения пункта 16.2 Правил.

Центральный районный суд г. Калининграда, принимая решение о понуждении УВД по Калининградской области включить К.А.А. в список на получение государственного жилищного сертификата на 2010 год на состав семьи из 4 человек, обоснованно исходил из того, что отказ ответчика в выдаче ГЖС по основанию непредставления истцом обязательства о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, всеми проживающими в квартире лицами, в том числе его отцом - К.А.В. и матерью К.В.В., является незаконным.

Действительно, в силу пункта 17 Правил родители участника подпрограммы признаются членами его семьи, а согласно пункту 16.3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в случае, если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится. Вместе с тем, судом установлено, что истец, хотя и проживает вместе со своими родителями в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма, однако общего хозяйства с ними не ведет и фактически в указанной квартире проживает 2 семьи - семья истца и семья его родителей. Причем, с 1997 года истец состоит на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, без учета родителей, которых к числу членов своей семьи не относил.

При таких обстоятельствах требование ответчика о представлении обязательства родителей истца о расторжении ими договора социального найма и об освобождении занимаемого жилого помещения нельзя признать обоснованным.

В то же время, суд правильно признал, что Правила не исключают возможность предоставления ГЖС тем участникам подпрограммы, которые (в том числе, члены их семьи) не приняли обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения.

В соответствии с приведенными выше положениями пункта 16.2 Правил размер социальной выплаты, предоставляемой истцу и членам его семьи, следует определить как разницу между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 Правил (с учетом наличия у истца права на дополнительную площадь в размере 15 кв. м), и долей общей площади жилого помещения, приходящейся на истца и членов его семьи в муниципальном жилом помещении, оставляемом для дальнейшего проживания родителям истца.





Судебная практика по конфликтным ситуациям при расторжении договора социального найма при получении ГЖС по программе переселения из районов Крайнего Севера