Некоторые вопросы реализации права военнослужащих на приватизацию


Жилищная проблема остается наиболее злободневной среди трудностей, которые ставит перед человеком жизнь. В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Одним из механизмов реализации этого права стало предоставление всем гражданам Российской Федерации возможности получения занимаемых ими по договорам социального найма жилых помещений из государственного и муниципального жилищных фондов в частную собственность, что получило официальное название "бесплатная приватизация жилых помещений". Суть приватизации состоит в том, что государство юридически передает часть государственной собственности жилого фонда в частную собственность своих граждан.

Регулирование этого процесса отражено в Законе РФ №1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в статье 2 которого всем гражданам РФ без какого-либо исключения по профессии, социальному положению или иным признакам было дано важное социальное право на бесплатную приватизацию занимаемых ими жилых помещений, которые они ранее получили от государства для проживания.

Однако при реализации военнослужащими этого права имеются некоторые особенности.

Военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Выполнение военнослужащими обязанностей сопряжено с опасностью для их жизни и здоровья и иными специфическими условиями прохождения службы, что требует от законодателя установления них дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений, что нашло отражение в нормах Федерального закона РФ №76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

В соответствии со статьей 15 этого закона государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 2 (действовал до 1 января 2011г.) обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

А согласно пункту 2.1 обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

В пункте 6 законодатель указал специальное право на приватизацию ведомственных жилых помещений Министерства обороны РФ: "Военнослужащие-граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках".

Это значительно расширяет права военнослужащих на приватизацию жилья. Ведь, в отличие от общего права на приватизацию жилища, их специальное право на приватизацию ведомственных жилищ Министерства обороны реально и юридически ничем не ограничено по времени, а потому может быть применено и признано через суды в отношении ведомственных жилищ Министерства обороны РФ и после законодательно предусмотренного окончания срока приватизации.

Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ № 451, военнослужащим также дано и другое специальное право, которого нет в нормах Жилищного кодекса РФ и которого нет у других граждан РФ: обеспечение их жилищем при увольнении с военной службы должно проходить во внеочередном порядке по отношению к другим претендентам на получение жилых помещений.

Однако, государство может ограничить военнослужащих в их праве на приватизацию ведомственного жилья Министерства обороны.

Ведомственный жилищный фонд Министерства обороны РФ формируется исключительно из средств федерального бюджета и является составной частью федерального жилищного фонда, т.е. предназначен для обеспечения выполнения задач общефедерального значения. Главной целью формирования ведомственного жилищного фонда Министерства обороны изначально было и остается сохранение в распоряжении Министерства такого количества ведомственных жилых помещений, которое позволяло бы обеспечивать интересы обороны и безопасности страны, в том числе, как это установлено законами, обеспечить военнослужащего по месту службы жилищем в течение трех месяцев. Таким образом, большинство ведомственных жилых помещений Министерства обороны реально предназначены не для постоянного, а преимущественно для временного проживания военнослужащих (т.е. на время службы) и юридически приравнены по статусу к служебным жилым помещениям.

Возникает ситуация, при которой неограниченная приватизация указанных ведомственных жилых помещений согласно Закону РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" может существенно нарушить не только ведомственные интересы Министерства обороны, но и государственные интересы России. Поэтому государство не заинтересовано в отчуждении ведомственных жилищ Минобороны и жилых помещений в домах "открытых" городов, приватизация которых не противоречит действующему законодательству.

Однако, нельзя забывать и о том, что военнослужащие не вправе выбирать место своей службы. Они служат там, куда посылает их государство. И военнослужащие, в отличие от других граждан РФ, не имеют возможности выбирать тип жилья, которое они получают от Министерства обороны во время службы: служебные жилища или помещения для постоянного проживания; в закрытом военном городке или в "открытом" городе.

Следует отметить, что ст.19 Конституции РФ гарантирует, что даже и в государственных интересах военнослужащие не должны подвергаться дискриминации в правах по отношению к другим гражданам, которые также проживают в ведомственных жилищах, но принадлежащих не Министерству обороны, а другим ведомствам.

В силу п.3 ст.92 Жилищного кодекса РФ запрет на отчуждение (приватизацию) является общим и главным признаком специализированных жилых помещений. А в силу гл.8 ЖК РФ запрет на отчуждение (приватизацию) вообще не распространяется на жилые помещения, которые предоставлены гражданам по договорам социального найма. Таким образом, общий для них и установленный в ст.4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" и п.6 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" запрет на приватизацию прямо указывает на то, что как все служебные жилые помещения Министерства обороны, так и все жилые помещения в закрытых военных городках данного Министерства одинаково являются специализированными жилыми помещениями Министерства обороны и не предназначены для постоянного проживания граждан, а потому могут быть использованы только для временного проживания военнослужащих, т.е. предоставляются только на время службы.

В соответствии с п.п.1, 2 ст.23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим предоставлена правовая гарантия в том, что при их увольнении по одному из льготных оснований - по достижении предельного возраста, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (и приравненным к ним основаниям) - они не могут быть уволены с военной службы вопреки их желанию без обеспечения их жилищем на общих основаниях (для постоянного проживания), иначе такое увольнение будет считаться незаконным, а уволенный военнослужащий подлежит восстановлению на военной службе в прежней должности.

Таким образом, Министерство обороны РФ несет обязанность по обеспечению военнослужащих жильем для постоянного проживания до увольнения с военной службы. Жильем, которое после увольнения можно было бы бесплатно приватизировать.

Однако, к сожалению, как в ст.23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и в других нормативных актах Российской Федерации нет четкого и конкретного указания на то, что Министерство обороны должно обеспечить военнослужащего при увольнении не просто жилищем, а именно жилищем для постоянного проживания. Поэтому, руководствуясь решением Верховного Суда РФ от 20 июня 2007г. №ВКПИ07-30, военнослужащих, обеспеченных по месту службы жилым помещением по установленным нормам, в том числе служебным, и изъявивших желание изменить место жительства, увольняют с военной службы и исключают из списков личного состава воинских частей с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения в избранном месте жительства. При этом некоторые военные суды признают военнослужащих обеспеченными по месту службы жилым помещением, если на каждого проживающего в жилом помещении приходится более учетной нормы.

Более того, часто Министерство обороны вообще не имеет реальной возможности обеспечить увольняемого военнослужащего жилым помещением для постоянного проживания даже по месту его службы: например, в закрытом военном городке, где, согласно п.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащему могут быть предоставлены только служебные жилые помещения. Пунктом 14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с этим предусмотрено право военнослужащих на получение жилого помещения в избранном месте жительства. При этом обязанность по обеспечению жилыми помещениями возлагалась до 1 января 2005г. на органы местного самоуправления, которые с этим повсеместно не справлялись из-за отсутствия средств.

Поэтому на практике получается, что, военнослужащие, уволенные с военной службы и члены их семей, которые получили от Министерства обороны во время службы ведомственные служебные жилые помещения или жилые помещения в домах закрытых военных городков, сейчас оказались незаслуженно лишены вообще любого права на приватизацию (регламентированного ст.4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и п.6 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), при этом фактически проживая постоянно в этих помещениях.

Для реализации своего законного права получить долю государственной собственности, используя механизм приватизации, зачастую военнослужащим приходится действовать посредством обращения в суд. Эта процедура может занять намного больше времени, но, тем не менее, в большинстве случаев имеет положительный результат.






Некоторые правовые вопросы, связанные с приватизацией жилья военнослужащими